Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Ненужное письмо» И. Северянин

Семь лет она не писала,
Семь лет молчала она.
Должно быть, ей грустно стало,
Но, впрочем, теперь весна.

В ее письме ни строчки
О нашей горькой дочке.
О тоске, о тоске,—
Спокойно перо в руке.

Письмо ничем не дышит,
Как вечер в октябре.
Она бесстрастно пишет
О своей сестре.

Ах, что же я отвечу
И надо ли отвечать…
Но сегодняшний вечер
Будет опять, опять.

Анализ стихотворения Северянина «Ненужное письмо»

Стихотворение написано в Германии, где поэт гастролировал в надежде заработать, не ранее 1920 года. Оно отражает впечатления поэта после получения письма от одной из его гражданских жен. Как творческий человек, избалованный вниманием публики, Северянин пережил множество романов. Он частенько проявлял живейший интерес и к сестрам своих любимых женщин (что отражено в стихотворении), а с некоторыми даже заводил романы.

Роман с Еленой Семёновой имел продолжение в виде рождения дочери, названной в честь покровителя и литературного наставника Игоря Васильевича Валерия Брюсова. Он имел большое влияние на поэта. После отъезда в Прибалтику Северянин какое-то время проживал с Еленой Семёновой, дочерью, с очередной женой М. Волнянской, няней и матерью и содержал это многочисленное семейство.

Стихотворение изобилует средствами художественной выразительности. Среди них:

  • синтаксический параллелизм «Семь лет…., семь лет…» используется, чтобы подчеркнуть длительность молчания адресантки;
  • контекстные синонимы «не писала, … молчала» введены, чтобы сделать акцент на самом факте отсутствия любых сношений;
  • инверсия – «молчала она», «грустно стало» — создает у читателя ощущение безысходности;
  • эллипсис «в письме (нет) ни строчки», «(говорится) о тоске, о тоске – (но) спокойно перо…», отсекая второстепенные слова, позволяет сконцентрировать внимание читателя на главной мысли;
  • лексические повторы – «о тоске, о тоске», «опять, опять» — выделяют сокровенное, наиболее значимое для автора;
  • олицетворения «спокойно перо», «письмо не дышит» введены для усиления образности изложения, у поэта нет собеседника – и он конструирует его;
  • эпитеты – «спокойное перо», «горькая дочка»;
  • сравнения – «не дышит, как вечер в октябре»;
  • умолчание – «надо ли отвечать…» предоставляет читателю возможность додумать концовку высказывания;
  • антитеза – «грустно стало, но …теперь весна» — похожа на попытку автора оправдаться.

Упоминание об адресантке содержится в каждой строфе – произведение изобилует личными местоимениями. Ровный тон произведения, полное отсутствие словесной эквилибристики, столь характерной для И. В. Северянина, свидетельствует о том, что чувства с обеих сторон угасли давно. Недаром лирический герой сравнивает послание с вечером в октябре – когда угасает и день, и сама природа. Но и отмахнуться от письма он тоже не может – герой понимает, что после семи лет молчания письмо написано не без причины, к тому же где-то в далекой России растет без отца дочь.

Стихотворение отражает нравственные колебания лирического героя — он не знает, как поступить. Сложившееся положение тревожит его, и автор чувствует, что тревога эта не отпустит его еще долго — ощущения, которые принес «сегодняшний вечер», повторятся многократно.

Метки:



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах