«Ночь» Б. Пастернак
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.
1957 г.
Анализ стихотворения Пастернака «Ночь»
В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство. Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса. Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.
В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна. Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным». Последние строки получились афористически точными и выразительными:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты – вечности заложник
У времени в плену.
В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования. Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы. Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.
Кстати, сам поэт «Ночь» очень любил. Он часто и с удовольствием читал произведение вслух. Сохранилась даже аудиозапись, сделанная в 1958 году.
Автор: Борис Пастернак