«Близнецы» Ф. Тютчев
Есть близнецы – для земнородных
Два божества, – то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных –
Она угрюмей, кротче он…Но есть других два близнеца –
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней
Ей предающего сердца…Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь!
Конец 1840-х – не позднее 1850 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Близнецы»
В зрелой лирике Тютчева к традиционным категориям противоречивости, непостижимости и трагизма бытия присоединяются темы земной любви-мучения и предчувствий смерти. Перечисленные особенности характерны для «денисьевского цикла», к которому относят и «Близнецов», написанных в 1850–51 гг.
Композиция стихотворения построена на антитезе, получающей оригинальную авторскую трактовку. Художественный прием, призванный продемонстрировать несовместимость, контрастность понятий, в тютчевской трактовке лишен безусловности абсолюта. Автора интересует не только различие, но и сходство противоречий. С помощью художественного слова поэт передает собственное убеждение о двойственной модели мира.
Художественное пространство стихотворения «населяют» две пары близнецов, в качестве которых выступают антропоморфические образы чувств и особых человеческих состояний. О героях, составляющих первую пару, сообщается в начальном катрене. Смерть и Сон «дивно» похожи, и ощущение подобия поддерживается сравнением персонажей с сестрой и братом. Лирический субъект отмечает и различия: Смерть более угрюма, а ее «двойник» отличается покорным и мягким нравом.
Центральная и финальная части произведения посвящены изображению второй пары, однако герой скрывает имена ее членов. Интрига сохраняется до финальной строки, служащей развязкой и ключом к пониманию поэтического текста.
Самоубийство и Любовь – «чета» одновременно прекрасная и ужасная, таинственная и роковая. Лирический субъект утверждает их кровное родство и неслучайность союза. Вторая пара близнецов наделяется особой властью, для обозначения которой автор использует лексемы «обаянье», «обворожают». Мощная искушающая сила противоречивой четы доступна человеческим душам, находящимся в особом возбужденном состоянии, которое именуется «избытком ощущений». Характеристику дополняет очередная антитеза, объединяющая два фразеологизма: «кипит и стынет кровь».
Противоречивость влияния Самоубийства и Любви передается оксюмороном «ужасное обаянье», а также антонимами и антитезами. Власть хаоса над «земнородными» сродни действию божественных сил: она устрашает и привлекает тайной, не разрешимой для человеческого разума.
Особенности стиля поэтического текста отражают не только противоречивость понятий-персонажей, но и стремление лирического «я» к анализу их свойств. Подобное намерение демонстрирует ряд кратких прилагательных в сравнительной степени.