«Русской женщине» Ф. Тютчев
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, –
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…
1848–1849 гг.
Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»
Автор, покинувший Россию в юношеском возрасте, прожил за границей более 20 лет. Возвратившись из Германии, он заново открывает для себя «грустную и неяркую красоту» родного края и определяет приметы национального характера.
Произведение, созданное 1848–49 гг., посвящено собирательному образу русской женщины. Герой сосредоточен на прогнозе, и лирическая ситуация развивается в будущем времени. Анафора «вдали» определяет координаты художественного пространства по принципу от противного. Существование героини лишено ярких событий, живых впечатлений и глубоких привязанностей. Даже окружающая природа, в изображении которой отсутствуют солнце и выразительные детали, не излучает радость. Напрасно прожитая молодость, охлаждение чувств и утраченные мечты – обыденное существование россиянки далеко от гармоничного.
Настроения безнадежности и отчаяния усиливаются во второй части стихотворения. Эффект создается при помощи прилагательных с приставками «не-» и «без-», задействованных в описаниях «края безлюдного» и жизни его обитательницы. Развернутое сравнение судьбы женского образа с облаком дыма, исчезающим в осеннем «тусклом» небе, завершает поэтический текст, поддерживая ощущение уныния. Финальный символ, «беспредельная мгла», объединяет пейзажную зарисовку с изображением душевного состояния героини. Туманные сумерки, заполняющие художественное пространство, лишают его четких ориентиров и разрушают всякую надежду на изменения.
Позиция лирического субъекта не содержит признаков социальной конкретики, обычно упоминаемых критиками. Чутким и совестливым героем движет сострадание к трагизму повседневности, в который погружена соотечественница, однако ее общественное положение остается неизвестным.
Пессимистические настроения лирического «я», связанные с темой родины, присущи тютчевскому творчеству конца 40-х гг. XIX вв. Возвратившись в знакомые места, герой не испытывает радостных чувств. В стихотворении «Итак, опять увиделся я с вами…» появляется признание, что серый «край безлюдный» немил и чужд герою.
В поздних произведениях тема родины приобретает иные доминанты, обогащаясь мотивами ускользающей красоты и одухотворенности. В «наготе смиренной», свойственной русскому ландшафту и крестьянскому быту, сочетаются внешняя скудость и богатство духа, освященное образом странствующего Христа.