Антиспаст
Наследие Золотого века русской поэзии характеризуется преобладанием классических для силлаботоники размеров. Многие авторы этого периода чаще всего прибегали к таким метрам, как ямб и хорей. Немного реже использовались трехсложные метры.
Но уже к концу XIX века намечается тенденция к отходу от привычных принципов стихосложения. Поэты новой эпохи стремятся к поиску свежего звучания, экспериментируют с языком и ритмом стихотворений. Некоторые из них обращаются к древним размерам. Так, например, особый интерес у авторов вызывает антиспаст.
Этот термин происходит от греческого слова «antispastos», что переводится как «противоположный, отражённый в сторону». В античном стихосложении под ним понималась шестиморная (мора – единица времени, необходимая для произнесения краткого слога) стопа, состоящая из четырёх слогов. Причём первый и четвёртый сильные слоги окружают слабые второй и третий. В русской силлаботонике антиспастом стали называть сочетание двух стоп ямба и хорея (так называемый ямбохорей), образующее схему ! _ | _ !. Ему противоположен хориямб. Его схема выглядит так: _ !|! _ («!» – ударный слог, «_» – безударный слог).
Трудно назвать это явление полноценным размером. В литературоведении скорее принято говорить об имитированном антиспасте, то есть о подражании этому античному метру, поскольку поэты всё же продолжают использовать традиционные формы – ямб и хорей. Однако их комбинация такова, что напоминает именно антиспастическую стопу. В данной статье мы будем для краткости и удобства именовать такие сочетания антиспастом.
Стоит отметить, что данный феномен считается достаточно редким в поэзии. Чаще всего его можно обнаружить в фольклоре – песнях, частушках и т. д.
Вот пример использования антиспаста выдающейся поэтессой Серебряного века Мариной Ивановной Цветаевой:
Представляется, что автор применяет здесь ямбохорей для того, чтобы сделать строки более похожими на русскую народную поэзию, имитировать частушечное звучание.
В следующем отрывке также видим антиспасты:
Интересно, что первые четыре стопы в строках этого отрывка – это имитированные хориямбы. Благодаря такому сочетанию стоп стихотворение приобретает совершенно уникальный ритм, прерывистый и непредсказуемый, напоминающий древнее сказание.
А вот стихотворение, почти целиком написанное антиспастом:
Эти резкие строки на первый взгляд кажутся нестройными, сбивчивыми, читаются с трудом. Но именно такая неравномерность способствует акцентированию внимания читателя на постоянно нарастающем напряжении, непрерывном действии, которое разворачивается в произведении. Эта дисгармония звуков лучше всего передаёт непокорность и непредсказуемость природы.
Вот ещё одно стихотворение, в котором обнаруживаются стопы, напоминающие антиспаст:
Следующее четверостишие также написано ямбическими и хореическими стопами, напоминающими антиспаст:
В современных частушках тоже встречаются подобные стопы:
Таким образом, видим, что обращение к античным стихотворным размерам часто даёт интересные результаты. Нарушение ритма, вызываемое комбинацией двухсложных стоп, порождает необычные эффекты и помогает передать различные настроения и эмоции.