Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Антиспаст

Наследие Золотого века русской поэзии характеризуется преобладанием классических для силлаботоники размеров. Многие авторы этого периода чаще всего прибегали к таким метрам, как ямб и хорей. Немного реже использовались трехсложные метры.

Но уже к концу XIX века намечается тенденция к отходу от привычных принципов стихосложения. Поэты новой эпохи стремятся к поиску свежего звучания, экспериментируют с языком и ритмом стихотворений. Некоторые из них обращаются к древним размерам. Так, например, особый интерес у авторов вызывает антиспаст.

Этот термин происходит от греческого слова «antispastos», что переводится как «противоположный, отражённый в сторону». В античном стихосложении под ним понималась шестиморная (мора – единица времени, необходимая для произнесения краткого слога) стопа, состоящая из четырёх слогов. Причём первый и четвёртый сильные слоги окружают слабые второй и третий. В русской силлаботонике антиспастом стали называть сочетание двух стоп ямба и хорея (так называемый ямбохорей), образующее схему ! _ | _ !. Ему противоположен хориямб. Его схема выглядит так: _ !|! _ («!» – ударный слог, «_» – безударный слог).

Трудно назвать это явление полноценным размером. В литературоведении скорее принято говорить об имитированном антиспасте, то есть о подражании этому античному метру, поскольку поэты всё же продолжают использовать традиционные формы – ямб и хорей. Однако их комбинация такова, что напоминает именно антиспастическую стопу. В данной статье мы будем для краткости и удобства именовать такие сочетания антиспастом.

Стоит отметить, что данный феномен считается достаточно редким в поэзии. Чаще всего его можно обнаружить в фольклоре – песнях, частушках и т. д.

Вот пример использования антиспаста выдающейся поэтессой Серебряного века Мариной Ивановной Цветаевой:

Представляется, что автор применяет здесь ямбохорей для того, чтобы сделать строки более похожими на русскую народную поэзию, имитировать частушечное звучание.

В следующем отрывке также видим антиспасты:

Интересно, что первые четыре стопы в строках этого отрывка – это имитированные хориямбы. Благодаря такому сочетанию стоп стихотворение приобретает совершенно уникальный ритм, прерывистый и непредсказуемый, напоминающий древнее сказание.

А вот стихотворение, почти целиком написанное антиспастом:

Эти резкие строки на первый взгляд кажутся нестройными, сбивчивыми, читаются с трудом. Но именно такая неравномерность способствует акцентированию внимания читателя на постоянно нарастающем напряжении, непрерывном действии, которое разворачивается в произведении. Эта дисгармония звуков лучше всего передаёт непокорность и непредсказуемость природы.

Вот ещё одно стихотворение, в котором обнаруживаются стопы, напоминающие антиспаст:

Следующее четверостишие также написано ямбическими и хореическими стопами, напоминающими антиспаст:

В современных частушках тоже встречаются подобные стопы:

Таким образом, видим, что обращение к античным стихотворным размерам часто даёт интересные результаты. Нарушение ритма, вызываемое комбинацией двухсложных стоп, порождает необычные эффекты и помогает передать различные настроения и эмоции.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах