Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Осень (Вы умрёте, стебли трав…)» К. Бальмонт

Вы умрете, стебли трав,
Вы вершинами встречались,
В легком ветре вы качались,
Но, блаженства не видав,
Вы умрете, стебли трав.

В роще шелест, шорох, свист
Тихий, ровный, заглушенный,
Отдаленно-приближенный.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, шорох, свист.

Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины,
И березы, и осины.
С измененной высоты
Сонно падают листы.

Сборник «Горящие здания» (1900). Раздел «Ангелы опальные».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Осень (Вы умрете…)»

Стихотворение написано в 1899 году поэтом, познавшим всю сладость литературного признания. Формально повествуя о смене сезона, автор напоминает нам о конечности человеческой жизни, о горечи несбывшихся надежд и том, осень жизни ожидает любого из нас и ее надо встретить достойно.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • обращение – «стебли трав», которое является синекдохой – лирический герой подразумевает не исключительно стебли, в растительность вообще;
  • олицетворения – «…умрете, стебли», «лист умирает», «вершины шепчутся», которые точно отражают протекание природных процессов;
  • лексический повтор – «вы умрете…, вы встречались, … вы качались, вы умрете…» – позволяет создать акцент на объекте речи;
  • лексику высокого стиля – «блаженство», «листы», отражающую торжественность момента;
  • метафору – «вершинами встречались», то есть соприкасались;
  • ряды однородных членов предложения – «шелест, шорох, свист», «тихий, ровный, заглушенный, отдаленно-приближенный»;
  • бессоюзие – «шелест, шорох, свист»;
  • контекстуальные синонимы – «тихий, заглушенный», «шелест, шорох»;
  • оксюморон – «отдаленно-приближенный» – он подчеркивает переменчивость силы звуков, обусловленную ветреной погодой;
  • инверсию – «умирает лист», «падают листы», «шепчутся вершины», фокусирующую внимание на существительных – объектах описания;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «сонно падают» – то есть медленно, будто спросонья, «смутно шепчутся» – значит еле различимо ухом;
  • многосоюзие – «и березы, и осины» – подчеркивает всеобщий характер природных перемен;
  • перифраз – «измененная высота» – автор имеет в виду поредевшие высокие кроны деревьев;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «вы вершинами встречались», «вветре вы…», «блаженства не видав» – обилие щелевых согласных «в» имитирует дуновение ветра, «в роще шелест, шорох», «шепчутся вершины» – шипящие удачно имитируют шум сухой листвы, «с высоты …сонно… листы» – а частотность «с» завораживает читателя.

Стихотворение полно действия за счет обилия глаголов. Поэт настолько точно и обстоятельно описывает звуковую картину увядающего леса, что он возникает перед глазами читателя, как наяву.

Каждая строфа содержит кольцо – повторы создают дополнительный акцент на высказываниях. Автор словно выносит приговор, предсказывает судьбу живой природы. Несмотря на то, что темой стихотворения является смерть и угасание, оно не производит тягостного впечатления.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийКороткие стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах