«Муза» А. Пушкин
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой – и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
1821 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Муза»
Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом – временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки из античных времен – детства человеческой цивилизации. Александр Сергеевич поет гимн непосредственности восприятия прекрасного, свойственной ребенку. Музу поэт наделяет улыбкой, причем это касается не только анализируемого текста. В стихотворении «Чаадаеву» (1821) есть следующие строки:
Богини мира, вновь явились Музы мне
И независимым досугам улыбнулись…
Снова 1821 год – «Примите новую тетрадь…»: «…Игривой Музы небылицы…». По мнению Вячеслава Иванова, образ Музы, созданный Пушкиным, тесно связан с некоторыми чертами характера великого поэта. Беспечность, овладевавшая Александром Сергеевичем на дружеских застольях, посещала и его «рабочую келью». Иванов отмечает, что в Пушкине жила «Ариостова веселость» (имеется в виду итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения Лудовико Ариосто, написавший ряд популярных в свое время комедийных пьес).
Смех Александра Сергеевича противостоит злобе. В его лирике 1820-22 годов нет места сатире, романтической иронии, зато часто встречается шутливая тональность. Из этого произрастает особенность пушкинского романтизма. Изначально он не следует за мятежным романтизмом Байрона, не отдает предпочтение чувствительно-мистическому романтизму Жуковского, отмеченному печатью меланхолии. Александр Сергеевич выбирает собственный путь. Поэт провозглашает романтизм души, пребывающей в восхищении от разноликих жизненных красот. Неслучайно в анализируемом тексте стихотворцу преподносится многоствольная флейта. Пушкинская Муза человеколюбива и отличается доброжелательным отношением к поэту. Тем не менее, она изображается не приземленным существом и имеет божественную природу. У нее есть способность «оживлять дыханием тростник». К лирическому герою Муза спускается из высших сфер. Александр Сергеевич соотносит ее с прекрасной природой, сменой фаз суток: «с утра до вечера в немой тени дубов» проводит она время с маленьким поэтом.
Муза у Пушкина – образ, безусловно, многослойный. Она представляет собой и аллегорическое изображение стихотворного творчества, и олицетворение божественной природы искусства, и познание через лирику разноликости бытия.