Ямб
Ямб – это первое, что приходит в голову при вопросе о стихотворном размере или метре. Неудивительно, ведь очень значительный пласт произведений русской поэзии и не только, написан именно этим метром.
Само понятие пришло в русский язык из греческого. Слово «iambos» предположительно происходит от названия древнего музыкального инструмента. Другие исследователи связывают слово с именем одной из служанок царя Келея, которой по преданию удалось утешить и развеселить горюющую по дочери богиню Деметру.
В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид:
_ !
Соответственно, если говорить о размерах, то схема двухстопного ямба будет такой: _ ! _ !
Трёхстопный ямб: _ ! _ ! _ !
Стоит отметить, что эти размеры являются редкими и применяются чаще всего в стихотворениях для детей. Вот пример такого стиха:
На| парад
Идёт| отряд.«Барабан», А. Л. Барто.
Четырёхстопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ !
Пятистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ !
Шестистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ ! _ !
Наиболее употребительными в русском стихосложении считаются четырёх-, пяти– и шестистопные ямбы. Действительно, если обратиться, например, к поэзии Золотого века. то мы обнаружим, что очень много произведений создано именно такими размерами. Известно, что из-под пера одного только Александра Сергеевича Пушкина вышло не менее 30000 стихотворений, написанных ямбом. Приведём несколько примеров.
Цари|ца го|лосом| и взо|ром
Свой пыш|ный о|живля|ла пир,
Все, Кле|опат|ру сла|вя хо|ром,
В ней при|знава|я свой| кумир,
Шумя|, текли| к её| престо|лу,
Но вдруг| над ча|шей зо|лотой
Она заду|малась| – и до|лу
Поник|ла див|ною| главой.«Клеопатра». (размер – четырёхстопный ямб)
Увы!| Язык| любви| болтливый,
Язык| непол|ный и| простой,
Свое|ю про|зой не|ради|вой
Тебе| доку|чен, ан|гел мой.
Но сла|док у|ху ми|лой де|вы
Често|люби|вый А|поллон.
Ей ми|лы мер|ные| напе|вы,
Ей сла|док риф|мы гор|дый звон.«Увы! Язык любви болтливый…». (размер – четырёхстопный ямб)
Движе|нья нет|, сказал |мудрец |брадатый.
Другой |смолчал |и стал| пред ним| ходить.
Сильне|е бы |не мог| он воз|разить;
Хвали|ли все| ответ |замыс|лова|тый.
Но, гос|пода|, забав|ный слу|чай сей
Другой |пример| на па|мять мне| приво|дит:
Ведь каж|дый день| пред на|ми солн|це хо|дит,
Одна|ко ж прав| упря|мый Га|лилей.«Движение». (размер – пятистопный ямб)
Встречаем четырёхстопный ямб в стихах страстного поклонника пушкинского таланта Михаила Юрьевича Лермонтова:
Пускай |поэ|та об|виня|ет
Насмеш|ливый|, безум|ный свет,
Никто| ему |не по|меша|ет,
Он не| услы|шит мой| ответ.
Я сам| собо|ю жил| доны|не,
Свобод|но мчит|ся песнь| моя,
Как пти|ца ди|кая| в пусты|не,
Как вдаль| по о|зеру| ладья.
Вот написанные пятистопным ямбом строки поэта, предвосхитившего Золотой век:
Седящ|, увен|чан осо|кою,
В тени| разве|систых| древес,
На ур|ну об|легшись| руко|ю,
Явля|ющий| лице |небес
Прекрас|ный ви|жу я| источ|ник.Источ|ник шум|ный и| прозрач|ный,
Теку|щий с гор|ной вы|соты,
Луга| поя|щий, до|лы злач|ны,
Кропя|щий пер|лами| цветы,
О, коль |ты мне| прия|тен зришь|ся!«Ключ», Г. Р. Державин.
Современник и большой друг А. С. Пушкина, Пётр Андреевич Вяземский, в следующем стихотворении пользовался шестистопным ямбом:
Пусть неж|ный ба|ловень| полу|денной| приро|ды,
Где тень| души|стее|, красно|речи|вей во|ды,
Улыб|ку пер|вую| привет|ствует |весны!
Сын пас|мурных| небес| полу|ночной| страны,
Обык|ший к свис|ту вьюг| и рё|ву не|пого|ды,
Привет|ствую ду|шой и пес|нью пер|вый снег.«Первый снег».
Поэты Серебряного века также применяли ямб для создания прекрасных произведений. Вот стихи символиста Андрея Белого, в которых чувствуется новаторский дух.
Мои| слова| – жемчуж|ный во|домет,
средь лун|ных снов| бесцель|ный,
но вспененный, –
каприз|ной пти|цы лёт,
тума|ном за|несён|ный.
Мои| мечты| – вздыха|ющий| обман,
ледник |застыв|ших слёз|, зарёй |горя|щий –
безум|ный ве|ликан.«Мои слова».
Здесь видим неравномерность строк: количество стоп неодинаково, имеются паузы. Но это придаёт стихотворению живость и оригинальность.
Вот нежные стихи Марины Цветаевой.
О, пер|вый бал| – само|обман!
Как пер|вая| глава| рома|на,
Что по| оши|бке де|тям дан,
Его| просив|шим слиш|ком ра|но…«Первый бал».
Использование четырёхстопного ямба придаёт им сходство с классической поэзией XIX века.
Похоже звучат и строки произведения Анны Ахматовой, в которых видим шестистопный ямб:
А! э|то сно|ва ты|. Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня| глядишь.
Страшна| моей| душе| предгро|зова|я тишь.
Интересно, что поэтесса здесь нарочно использует несколько устаревшую лексику, что только подчёркивает это обращение к прошлому.
Иван Алексеевич Бунин создаёт в своём стихотворении, написанном четырёхстопным ямбом, удивительно изящный и нежный пейзаж. Упоминание Терека, реки, любимой и Лермонтовым, и Пушкиным, также отсылает читателя к «золотой эпохе» русской поэзии.
Цветёт| жасмин|. Зелён|ой ча|щей
Иду| над Те|реком| с утра.
Вдали,| меж гор |– простой|, блестя|щий
И чёт|кий ко|нус се|ребра.«Жасмин».
Даже такие экспериментаторы, как Владимир Владимирович Маяковский, пользовались ямбом при создании своих произведений. Вот отрывок из стихотворения «Юбилейное»:
..вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч. Нет, не ста|рость э|тому и|мя! Тушу| |вперед |стремя|, я с у|доволь|ствием справлюсь с двои|ми…
Авторы середины и конца XX века также применяли этот метр в своём творчестве. В обоих отрывках, приведённых ниже, видим пятистопный ямб.
Когда|, забыв| прися|гу, по|верну|ли
В бою| два ав|томат|чика| назад,
Догна|ли их| две ма|леньки|е пу|ли –
Всегда |стрелял |без про|маха| комбат.«Комбат», Ю. В. Друнина.
Уже |рассвет| темнее|ет с трёх| сторон,
а всё| руке| недо|стаёт |отва|ги,
чтобы| пробить|ся к бе|лизне |бума|ги
сквозь воз|дух, за|твердев|ший над| столом.«Ночь», Б. А. Ахмадулина.
У современных поэтов тоже можно встретить в стихотворениях ямб. Вот несколько примеров использования четырёхстопного ямба:
Среди| путей|, вручён|ных серд|цу,
есть путь|, проби|тый в о|ны дни:
пере|селен|цы, по|горель|цы
и все|, кто хо|дит, как| они…«Легенда вторая», О. А. Седакова.
Восста|ла на| людей| приро|да,
Как со|общил| прокля|тый я|щик.
Растёт| двуо|кись уг|леро|да,
И ё|жики| не впа|ли в спяч|ку.«Крещенский романс 2007», В. О. Емелин.
Рассмотрев основные периоды развития русской поэзии, обнаруживаем, что ямбический метр успешно использовался во все времена и применяется по сей день.