Как писать стихи

Ямб


Ямб – это первое, что приходит в голову при вопросе о стихотворном размере или метре. Неудивительно, ведь очень значительный пласт произведений русской поэзии и не только, написан именно этим метром.

Само понятие пришло в русский язык из греческого. Слово «iambos» предположительно происходит от названия древнего музыкального инструмента. Другие исследователи связывают слово с именем одной из служанок царя Келея, которой по преданию удалось утешить и развеселить горюющую по дочери богиню Деметру.

В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» — безударный, получим такой вид:

_ !

Соответственно, если говорить о размерах, то схема двухстопного ямба будет такой: _ ! _ !

Трёхстопный ямб: _ ! _ ! _ !

Стоит отметить, что эти размеры являются редкими и применяются чаще всего в стихотворениях для детей. Вот пример такого стиха:

На| парад
Идёт| отряд.

«Барабан», А. Л. Барто.

Четырёхстопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ !

Пятистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ !

Шестистопный ямб: _ ! _ ! _ ! _ ! _ ! _ !

Наиболее употребительными в русском стихосложении считаются четырёх-, пяти- и шестистопные ямбы. Действительно, если обратиться, например, к поэзии Золотого века. то мы обнаружим, что очень много произведений создано именно такими размерами. Известно, что из-под пера одного только Александра Сергеевича Пушкина вышло не менее 30000 стихотворений, написанных ямбом. Приведём несколько примеров.

Цари|ца го|лосом| и взо|ром
Свой пыш|ный о|живля|ла пир,
Все, Кле|опат|ру сла|вя хо|ром,
В ней при|знавасвой| кумир,
Шумя|, текли| к её| престо|лу,
Но вдруг| над ча|шей зо|лотой
Она заду|малась| — и до|лу
Поник|ла див|ною| главой.

«Клеопатра». (размер – четырёхстопный ямб)

Увы!| Язык| любви| болтливый,
Язык| непол|ный и| простой,
Своепро|зой не|ради|вой
Тебе| доку|чен, ан|гел мой.
Но сла|док у|ху ми|лой де|вы
Често|люби|вый А|поллон.
Ей ми|лы мер|ные| напе|вы,
Ей сла|док риф|мы гор|дый звон.

«Увы! Язык любви болтливый…». (размер – четырёхстопный ямб)

Движе|нья нет|, сказал |мудрец |брадатый.
Другой |смолчалстал| пред ним| ходить.
Сильнебы |не мог| он воз|разить;
Хвали|ли все| ответ |замыс|лова|тый.
Но, гос|пода|, забав|ный слу|чай сей
Другой |пример| на па|мять мне| приво|дит:
Ведь каж|дый день| пред на|ми солн|це хо|дит,
Одна|ко ж прав| упря|мый Га|лилей.

«Движение». (размер – пятистопный ямб)

Встречаем четырёхстопный ямб в стихах страстного поклонника пушкинского таланта Михаила Юрьевича Лермонтова:

Пускай |поэ|та об|виня|ет
Насмеш|ливый|, безум|ный свет,
Никто| ему |не по|меша|ет,
Он не| услы|шит мой| ответ.
Я сам| собожил| доны|не,
Свобод|но мчит|ся песнь| моя,
Как пти|ца ди|кая| в пусты|не,
Как вдаль| по о|зеру| ладья.

«Пускай поэта обвиняет…».

Вот написанные пятистопным ямбом строки поэта, предвосхитившего Золотой век:

Седящ|, увен|чан осо|кою,
В тени| разве|систых| древес,
На ур|ну об|легшись| руко|ю,
Явля|ющий| лице |небес
Прекрас|ный ви|жу я| источ|ник.

Источ|ник шум|ный и| прозрач|ный,
Теку|щий с гор|ной вы|соты,
Луга| поя|щий, до|лы злач|ны,
Кропя|щий пер|лами| цветы,
О, коль |ты мне| прия|тен зришь|ся!

«Ключ», Г. Р. Державин.

Современник и большой друг А. С. Пушкина, Пётр Андреевич Вяземский, в следующем стихотворении пользовался шестистопным ямбом:

Пусть неж|ный ба|ловень| полу|денной| приро|ды,
Где тень| души|стее|, красно|речи|вей во|ды,
Улыб|ку пер|вую| привет|ствует |весны!
Сын пас|мурных| небес| полу|ночной| страны,
Обык|ший к свис|ту вьюг| и рё|ву не|пого|ды,
Привет|ствую ду|шой и пес|нью пер|вый снег.

«Первый снег».

Поэты Серебряного века также применяли ямб для создания прекрасных произведений. Вот стихи символиста Андрея Белого, в которых чувствуется новаторский дух.

Мои| слова| — жемчуж|ный во|домет,
средь лун|ных снов| бесцель|ный,
но вспененный, —
каприз|ной пти|цы лёт,
тума|ном за|несён|ный.
Мои| мечты| — вздыха|ющий| обман,
ледник |застыв|ших слёз|, зарёй |горя|щий —
безум|ный ве|ликан.

«Мои слова».

Здесь видим неравномерность строк: количество стоп неодинаково, имеются паузы. Но это придаёт стихотворению живость и оригинальность.

Вот нежные стихи Марины Цветаевой.

О, пер|вый бал| — само|обман!
Как пер|вая| глава| рома|на,
Что по| оши|бке де|тям дан,
Его| просив|шим слиш|ком ра|но…

«Первый бал».

Использование четырёхстопного ямба придаёт им сходство с классической поэзией XIX века.

Похоже звучат и строки произведения Анны Ахматовой, в которых видим шестистопный ямб:

А! э|то сно|ва ты|. Не от|роком| влюблён|ным,
Но му|жем дер|зостным|, суро|вым, не|преклон|ным
Ты в э|тот дом| вошёл| и на| меня| глядишь.
Страшна| моей| душе| предгро|зоватишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…»

Интересно, что поэтесса здесь нарочно использует несколько устаревшую лексику, что только подчёркивает это обращение к прошлому.

Иван Алексеевич Бунин создаёт в своём стихотворении, написанном четырёхстопным ямбом, удивительно изящный и нежный пейзаж. Упоминание Терека, реки, любимой и Лермонтовым, и Пушкиным, также отсылает читателя к «золотой эпохе» русской поэзии.

Цветёт| жасмин|. Зелён|ой ча|щей
Иду| над Те|реком| с утра.
Вдали,| меж гор |— простой|, блестя|щий
И чёт|кий ко|нус се|ребра.

«Жасмин».

Даже такие экспериментаторы, как Владимир Владимирович Маяковский, пользовались ямбом при создании своих произведений. Вот отрывок из стихотворения «Юбилейное»:

..вот
   и любви пришел каюк,
дорогой Владим Владимыч.
Нет,
    не ста|рость э|тому и|мя!
Тушу|
    |вперед |стремя|,
я
 с у|доволь|ствием
                справлюсь с двои|ми…

Авторы середины и конца XX века также применяли этот метр в своём творчестве. В обоих отрывках, приведённых ниже, видим пятистопный ямб.

Когда|, забыв| прися|гу, по|верну|ли
В бою| два ав|томат|чика| назад,
Догна|ли их| две ма|леньки|е пу|ли —
Всегда |стрелял |без про|маха| комбат.

«Комбат», Ю. В. Друнина.

Уже |рассвет| темнее|ет с трёх| сторон,
а всё| руке| недо|стаёт |отва|ги,
чтобы| пробить|ся к бе|лизне |бума|ги
сквозь воз|дух, за|твердев|ший над| столом.

«Ночь», Б. А. Ахмадулина.

У современных поэтов тоже можно встретить в стихотворениях ямб. Вот несколько примеров использования четырёхстопного ямба:

Среди| путей|, вручён|ных серд|цу,
есть путь|, проби|тый в о|ны дни:
пере|селен|цы, по|горель|цы
и все|, кто хо|дит, как| они

«Легенда вторая», О. А. Седакова.

Восста|ла на| людей| приро|да,
Как со|общил| прокля|тый я|щик.
Растёт| двуо|кись уг|леро|да,
И ё|жики| не впа|ли в спяч|ку.

«Крещенский романс 2007», В. О. Емелин.

Рассмотрев основные периоды развития русской поэзии, обнаруживаем, что ямбический метр успешно использовался во все времена и применяется по сей день.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах