Как писать стихи

«Пускай поэта обвиняет…» М. Лермонтов


«Пускай поэта обвиняет…» Михаил Лермонтов

Пускай поэта обвиняет
Насмешливый, безумный свет,
Никто ему не помешает,
Он не услышит мой ответ.
Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.
И что за дело мне до света,
Когда сидишь ты предо мной,
Когда рука моя согрета
Твоей волшебною рукой;
Когда с тобой, о дева рая,
Я провожу небесный час,
Не беспокоясь, не страдая,
Не отворачивая глаз.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пускай поэта обвиняет…»

Стихотворение «Пускай поэта обвиняет…» создано предположительно в 1830 или в 1831 году. Михаил Юрьевич Лермонтов не подписывал некоторые произведения, поэтому исследователи делают выводы по положению того или иного стиха в поэтической тетради. Впервые стихотворение было опубликовано в 1876 году в газете «Саратовский листок».

Произведение не разделено на строфы. Оно включает в себя четыре четверостишия с рифмой вида abab. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Михаил Юрьевич выступает одновременно и как рассказчик, и как лирический герой.

В первой строке автор говорит о себе от третьего лица:
Пускай поэта обвиняет
Насмешливый, безумный свет…

Но уже в следующих строках используется личное местоимение «мой»:
Никто ему не помешает,
Он не услышит мой ответ…

Затем автор рассуждает о том, какое значение он придаёт общественной оценке своего творчества. Он сравнивает свои стихи то с птицами, то с кораблями:
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.

С помощью анафоры в начале строк эти два оригинальных образа объединяются в гармоничном сочетании. Казалось бы, что общего между живым существом и судном? Думается, автор хотел сказать, что, несмотря на то, что оба они в немалой степени зависят от стихии, воды или воздуха, но при этом они остаются свободны в своём движении. Как и творчество поэта.

Далее Михаил Юрьевич, ласково обращаясь к кому-то, объясняет причины такого отношения к публике. Снова используя анафору, он перечисляет те моменты, которые помогают ему сохранять самообладание при нападках толпы:
Когда сидишь ты предо мной,
Когда рука моя согрета
Твоей волшебною рукой;
Когда с тобой, о дева рая…

Читая этот отрывок, можно подумать, что речь здесь идёт о женщине, возлюбленной поэта. Однако думается, что автор говорит не о человеке, ведь в последних строках он так характеризует своё состояние: «не беспокоясь, не страдая, не отворачивая глаз». Опытный читатель может вспомнить любовную лирику Лермонтова, в которой описаны чувства к женщинам. Из этих стихотворений мы знаем, что любовь у Михаила Юрьевича всегда связана с мучениями, сердечной болью.

Потому-то и можно сделать вывод, что источник невозмутимости поэта – это муза. На это указывают эпитеты «волшебная рука», «дева рая» и «небесный час». Именно муза способна успокоить автора, увлечь его мысль в полёт, унести в прекрасные миры. Она остаётся верной ему несмотря ни на что, внушая тем самым уверенность и спокойствие.

«Пускай поэта обвиняет…» продолжает ряд произведений, где анализируется предназначение, судьба творца. Однако в отличие от других стихотворений («Не смейся над моей пророческой тоскою», «Смерть поэта» и др.), оно наполнено мягким спокойствием и нежными образами и оставляет удивительное впечатление безмятежности после прочтения.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах