«Кузнечик» И. Северянин
У голубеньких маленьких речек,
Где шуршит пустоствольный камыш,
Стрекотал изумрудный кузнечик
И влюбился в воздушную мышь.Но не знать им восторга в их гнездах,
А несчастья – того и глядишь:
Ведь кузнечик изящен, как воздух,
А летучая мышь – только мышь.
Июль 1909 г., Мыза Ивановка.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «Кузнечик»
Стихотворение «Кузнечик» написано в 1909 году, когда поэта властно подхватила первая волна известности. В этот период Игорь Васильевич смело экспериментирует со стилями и занимается «терминотворчеством». Эффектным приемом подачи материала становится звуковая сторона множества произведений. Стихотворение «Кузнечик» является одним из них.
Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «голубенькие» – подчеркивает небольшой размер объекта и придает оттенок иронии;
- инверсию – «шуршит камыш», «стрекотал кузнечик» – она овеществляет изложение, позволяет выделить объекты предметного мира;
- эпитет – «изумрудный кузнечик» – создает зримый образ изящного франта;
- ряд однородных членов предложения – «стрекотал, влюбился» – причем оба глагола косвенно свидетельствуют о беззаботности, легком отношении к жизни;
- эллипсис – «несчастья – (наступят) того и глядишь» – позволяет выдержать стихотворный размер;
- сравнение – «изящен, как воздух» – кажется надуманным, если под словом «изящен» рассмотреть иные значения – «легкий», «невесомый», «восходящий»;
- лексический повтор – «мышь – только мышь» – фиксирует земное (приземленное) предназначение условной мыши;
- контекстуальные синонимы – «воздушная, летучая»;
- контекстуальные антонимы – «восторг – несчастье» – отражают контрасты человеческого существования;
- ассонанс (повторение во фразе однородных гласных звуков) – «изумрудный кузнечик»;
- антитезу – «кузнечик изящен, а мышь – только мышь…», оформляющую сопоставление, которое говорит не в пользу мыши;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «кузнечик изящен, как воздух» – звонкий согласный подчеркивает изысканность, легкость, прыгучесть кузнечика, «шуршит пустствольный камыш», «воздушная мышь» – шипящие звуки имитируют и скрип сухого камыша, и мышиную возню.
В том или ином виде звукопись содержится в каждой строке стихотворения. Именные рифмы концентрируют внимание на явлениях природы и предметах. Оригинальным способом создания звукового акцента является и размещение рядом двух определений сходного состава – «голубеньких», «маленьких».
Легкомысленное на первый взгляд, похожее на детское стихотворение несет в себе идею противопоставления ночи – дню, красивого – безобразному, земного – небесному, духовному – и их фатальной несовместимости.
Автор: Игорь Северянин