Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Кузнечик» И. Северянин

У голубеньких маленьких речек,
Где шуршит пустоствольный камыш,
Стрекотал изумрудный кузнечик
И влюбился в воздушную мышь.

Но не знать им восторга в их гнездах,
А несчастья – того и глядишь:
Ведь кузнечик изящен, как воздух,
А летучая мышь – только мышь.

Июль 1909 г., Мыза Ивановка.

Анализ стихотворения И. В. Северянина «Кузнечик»

Стихотворение «Кузнечик» написано в 1909 году, когда поэта властно подхватила первая волна известности. В этот период Игорь Васильевич смело экспериментирует со стилями и занимается «терминотворчеством». Эффектным приемом подачи материала становится звуковая сторона множества произведений. Стихотворение «Кузнечик» является одним из них.

Оно содержит такие средства художественной выразительности:

  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «голубенькие» – подчеркивает небольшой размер объекта и придает оттенок иронии;
  • инверсию – «шуршит камыш», «стрекотал кузнечик» – она овеществляет изложение, позволяет выделить объекты предметного мира;
  • эпитет – «изумрудный кузнечик» – создает зримый образ изящного франта;
  • ряд однородных членов предложения – «стрекотал, влюбился» – причем оба глагола косвенно свидетельствуют о беззаботности, легком отношении к жизни;
  • эллипсис – «несчастья – (наступят) того и глядишь» – позволяет выдержать стихотворный размер;
  • сравнение – «изящен, как воздух» – кажется надуманным, если под словом «изящен» рассмотреть иные значения – «легкий», «невесомый», «восходящий»;
  • лексический повтор – «мышь – только мышь» – фиксирует земное (приземленное) предназначение условной мыши;
  • контекстуальные синонимы – «воздушная, летучая»;
  • контекстуальные антонимы – «восторг – несчастье» – отражают контрасты человеческого существования;
  • ассонанс (повторение во фразе однородных гласных звуков) – «изумрудный кузнечик»;
  • антитезу – «кузнечик изящен, а мышь – только мышь…», оформляющую сопоставление, которое говорит не в пользу мыши;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «кузнечик изящен, как воздух» – звонкий согласный подчеркивает изысканность, легкость, прыгучесть кузнечика, «шуршит пустствольный камыш», «воздушная мышь» – шипящие звуки имитируют и скрип сухого камыша, и мышиную возню.

В том или ином виде звукопись содержится в каждой строке стихотворения. Именные рифмы концентрируют внимание на явлениях природы и предметах. Оригинальным способом создания звукового акцента является и размещение рядом двух определений сходного состава – «голубеньких», «маленьких».

Легкомысленное на первый взгляд, похожее на детское стихотворение несет в себе идею противопоставления ночи – дню, красивого – безобразному, земного – небесному, духовному – и их фатальной несовместимости.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах