Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Системы рифмовки

Если задать, наверное, любому человеку вопрос о том, что отличает прозаический текст от стихотворного, то ответом будет «Конечно же, рифма!». В некотором смысле это верно, потому что большинство стихотворений, особенно тех, что написаны в прошлом, в эпоху Золотого и Серебряного века, отличаются строгой рифмовкой. Однако не стоит думать, что рифмы везде одинаковые. Рассмотрим самые распространённые системы рифмовки на примере различных произведений.

Прежде чем изучать, какие системы рифмовки существуют, следует раскрыть понятия, относящиеся к этой теме. Основными из них являются такие термины, как «стих» и «рифма».

Стих (от греческого «stichos» – «ряд, строка») – единица поэтической речи, отрезок ритмически организованного текста. Традиционно каждый стих начинается с заглавной буквы и располагается на новой строке.

Рифма (от греческого «rhythmos» – «ритм, размеренность») – это сходное звучание слов, которыми заканчиваются стихи либо полустишия. Рифмой обозначаются границы стихотворных строк. Кроме того, рифма связывает стихи в единую созвучную речь, помогает соотносить по смыслу объединяемые отрезки. Рифма делает речь более музыкальной, а следовательно – приятной и лёгкой для восприятия.

Считается, что рифмованная речь возникла из естественных созвучий, наблюдающийся, пожалуй, в каждом языке. Исследователи не дают однозначного ответа о том, как и когда возникла рифма. Некоторые предполагают, что в европейскую поэзию она проникла из семитской и арабской поэзии в VIII веке. Однако в трудах античных авторов (Овидий, Гораций, Вергилий и др.) встречаются рифмованные строки.

Основоположником регулярного применения рифмы считается поэт-священник Целий Седулий. С VII века она постоянно присутствует в христианских произведениях, написанных на латыни, а с IX века постепенно переходит и в светскую поэзию.

В зависимости от различных характеристик рифмы классифицируются по-разному.

По расположению ударения рифмы делятся на:

  • женские, в которых ударение падает на предпоследний от конца слог;

Пример:

Есть речи – значенье,
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно…

«Есть речи – значенье…», М. Ю. Лермонтов.

  • мужские, в которых ударение находится на последнем от конца строки слоге;

Пример:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы

«Мцыри», М. Ю. Лермонтов.

  • дактилические, в которых ударным является третий от конца стиха слог;

Пример:

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

«Русь», С. А. Есенин.

  • гипердактилические, в которых ударение падает на четвёртый от конца слог.

Пример:

Когда обидой – опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами…

«Деревья», М. И. Цветаева.

Здесь важно отметить, что не всегда в стихотворении присутствует только один тип рифмы. Часто поэтическая гармония создаётся с помощью чередования мужских и женских окончаний. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

За днями гасли дни. Уж год прошел с тех пор.
И снова шлет весна лучи свои живые,
Цветы одели вновь причудливый убор.
А я? Я все люблю, как прежде, как впервые.

«Беатриче. Сонет», К. Д. Бальмонт.

По звуку, которым оканчивается рифма, выделяют:

  • открытые рифмы, т. е. те, в которых последнее в строке слово заканчивается гласным звуком;
  • закрытые рифмы, в которых слово заканчивается согласным звуком.

Так, фрагмент сонета Бальмонта, представленный выше, представляет собой сочетание открытых и закрытых рифм.

По положению в строке рифмы делятся на:

  • конечные, самые распространённые;
  • начальные. Пример такой рифмы:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.

«Двенадцать», А. А. Блок.

  • внутренние. Пример такой рифмы:

Блестели и пели капели,
Златился покров ледяной…
Сестрицы сидели и млели
В окошке весной под луной.

«Скромная любовь», А. Белый.

В зависимости от того, как расположены рифмующиеся строки в строфе, выделяют несколько видов рифмовки. Основные из них – парная или смежная, перекрёстная и кольцевая (также охватная, опоясывающая). Рассмотрим подробнее эти системы.

Виды рифмовки

Схематически рифмующиеся строки обозначают символами «a», «b», «c» и так далее. Мы будем рассматривать здесь системы рифмовки, применяемые в четверостишиях, поэтому будем применять только «a» и «b».

Парная (смежная) представляет собой самую очевидную систему, в которой рифмой объединяются следующие друг за другом строки – первая со второй, третий с четвёртым и т. п. Схема этой рифмы выглядит так: aabb.

Вот пример стихотворения, рифмованного подобным образом:

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, –
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!

«Туманное утро», А. А. Фет.

Довольно часто парная рифма используется в детской поэзии, так как является самой простой и понятной. Попарно рифмованные строки не разделяются дополнительными стихами, поэтому воспринимаются легче и кажутся более динамичными.

Перекрёстная рифмовка считается наиболее распространённой среди многочисленных авторов. Схема такой системы – abab, то есть первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой, как бы образуя перекрестье. Отсюда и название системы.

Хорошим примером применения этого способа является отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова «Знойный день»:

Белый день, прозрачно белый,
Золотой, как кружева
Сосен пламенное тело,
Зноем пьяная трава.

Кольцевая система, при которой рифмуются окончания первой и четвёртой строк и второй-третьей. Эта рифмовка менее распространена, но и она придаёт стихотворению выразительность. Часто она служит для закрепления высказанной в тексте мысли, и «закольцованность» четверостишия в этом случае сильнее воздействует на читателя.

Следующий отрывок из стихотворения Д. С. Самойлова представляет собой пример использования этой системы:

Долго пахнут порохом слова.
А у сосен тоже есть стволы.
Пни стоят, как чистые столы,
А на них медовая смола.

«Тревога».

Выделяют также сквозную рифму. Её схему можно изобразить так: a-a-a-a. Как следует из этого, все стихи имеют схожие окончания. Вот пример такого произведения:

Он предложил: – Давай останемся друзьями.
Не береди упреками мне душу.
И лучше всё забыть, что было между нами.
А я покой твой больше не нарушу.
Признания в любви писал порой стихами?
Не отрицаю, так, конечно, было.
Всегда высоким стилем, нежными словами:
Сочувствовал, что ты меня любила.

«Давай останемся друзьями», Л. Ищенко.

Когда речь идёт о строфе, включающей больше четырёх строк, то система рифмовки может принимать различные формы. В общем такую рифму называют сплетённой, и схем может быть множество, например. abcabc, abccab и т. д. Ярким примером сплетённой рифмовки являются сонеты.

Стою печален на кладбище.
Гляжу кругом – обнажено
Святое смерти пепелище
И степью лишь окружено.

И мимо вечного ночлега
Дорога сельская лежит,
По ней рабочая телега
. . . . изредка стучит.

Одна равнина справа, слева.
Ни речки, ни холма, ни древа.
Кой-где чуть видятся кусты.
Однообразны и унылы
Немые камни и могилы
И деревянные кресты.

«Стою печален на кладбище…», А. С. Пушкин.

Как видим, здесь присутствуют и перекрёстные рифмы, и парные. В целом же схема стихотворения будет выглядеть так: abab cdcd eefggf.

Отдельно упомянем «белые стихи». Это такие стихи, которые не содержат рифмы. Мелодичность в них поддерживается благодаря ритмичности, строгому соблюдению размера и другим приёмам. Вот пример белых стихов:

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер
И чернеющие ветки
За оградою чугунной.

«Божий ангел. Зимним утром…», А. А. Ахматова.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах