«Туманное утро» А. Фет
Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, –
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, –
Пусть будет песнь твоя чиста.
<Конец 1856 или начало 1857>
Из цикла «Мелодии».
Анализ стихотворения Фета «Туманное утро»
Стихотворение «Туманное утро» датируется 1857 годом. Известно, что Афанасий Афанасьевич сочинил его во время путешествия по Италии. Видимо, поэтому в печати оно вышло с пометкой «Рим». Впервые его опубликовал журнал «Современник» в 1857 году. Позднее оно вошло в сборник «Мелодии».
Это произведение не разделено на части, хотя в автографе поэт разбил его на две строфы. Стихотворный размер – точный и мелодичный четырёхстопный ямб. Рифма парная – строки сочетаются по схеме aabb и т. д.
Автор в стихотворении выступает в качестве рассказчика, который обращается с воодушевляющей речью к своему собрату по поэтическому цеху. В этом пламенном воззвании содержится искреннее пожелание певцу обладать такой силой своего искусства, способной воздействовать на людские сердца.
Основной приём, использованный поэтом, – это сравнение. Условно можно разделить текст, как и предполагал автор, на две части по восемь строк. В начале каждой из них поэт приводит великолепное описание какого-либо явления природы, и только одну-две последние строки уделяет своему адресату, певцу, желая, чтобы его дар был сравним по красоте с этим явлением. Силу чувств проникать в сердца автор сравнивает с солнечным лучом в утреннем тумане, а ясность слога – с каплей росы на лепестке розы.
В этом произведении Афанасий Афанасьевич рисует необыкновенную картину восхода. Мы легко можем увидеть в своём воображении прекрасные пейзажи, что рисует автор с помощью живописных эпитетов. Каждая деталь приобретает объём и краски благодаря таким выражениям, как «золотистый луч», «туман голубой», «белые горы», «сизые тучи», «роза молодая», «влажный вздох» и др. Казалось бы, поэт не использует много слов, но мы без труда узнаем великолепные виды прекрасной Италии с её горами, развалинами древних городов и сказочными средневековыми замками. Кроме того, образ нежной розы напоминает нам о бессмертной истории о Ромео и Джульетте, которая когда-то разворачивалась именно в этих землях.
Интересен поэтический язык стихотворения. Мы можем обнаружить в нём необычные метафоры. Например, крышу башни Афанасий Афанасьевич называет теменем, придавая зданию сходство с человеческим телом. Полуденный жар охарактеризован эпитетом «палящие крылья», напоминающим о волшебной птице-фениксе с пылающим оперением. Для души автор подбирает выражение «мгла сердец», которое точно передаёт сложность и неопределённость человеческой натуры.
Что касается соотношения внимания к природе и человеку, то думается, что такое разделение – подробное описание красот пейзажа и краткое обращение к певцу – указывает на отношение поэта к личности и природе. Автор словно преуменьшает вес человека и его таланта перед мощью и значительностью природы.