«Знойный день» В. Брюсов
Белый день, прозрачно белый,
Золотой как кружева…
Сосен пламенное тело,
Зноем пьяная трава.Пробегающие тучи,
Но не смеющие пасть…
Где-то в сердце, с силой жгучей,
Затаившаяся страсть.Не гляди так, не зови так,
Ласк ненужных не желай.
Пусть пылающий напиток
Перельётся через край.Ближе вечер… Солнце клонит
Возрастающую тень…
Пусть же в памяти потонет
Золотой и белый день.
1902 г.
Сборник «Urbi et orbi», раздел «Антология».
Анализ стихотворения Брюсова «Знойный день»
Стихотворение «Знойный день» было написано Валерием Яковлевичем Брюсовым в 1902 году. Оно вошло в раздел «Антология» сборника «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). Интересно, что в рукописи произведение называлось просто «День», но в книгу попало уже под вышеуказанным заголовком.
«Знойный день» состоит из четырёх строф. Рифма – классическая для произведений Валерия Яковлевича – перекрёстная (abab). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.
Первые строки стихотворения напоминают пейзажную лирику Ивана Алексеевича Бунина. Очень ярко описаны различные явления природы, причём для каждого найдено эффектное сравнение или красочный эпитет. Вот, например, какими красками Валерий Яковлевич рисует картину жаркого летнего полудня. Он использует самые насыщенные пронзительные цвета – белый, красный, золотой. Когда поэт повторяет слово «белый», в воображении читателя сразу возникает воспоминание о сухом раскалённом воздухе, в котором все предметы словно покрываются белёсой дымкой.
Дрожащее марево от нагревшейся земли и игра солнечных лучей создают необыкновенное впечатление, которое автор сравнил с кружевами. Стволы деревьев Валерий Яковлевич уподобляет стройным человеческим телам, разгорячённым летним зноем. Потому-то они и охарактеризованы эпитетом «пламенный», что как и люди они страдают от жары, бессильные укрыться от неё. Даже вид травы напоминает о человеческих привычках – пожухшие слабые растения клонятся к земле, как захмелевшие люди.
Главное же, что отличает живописную лирику Бунина от чувственных строк Валерия Брюсова, это то, что у последнего пейзаж является только декорациями, созвучными движениям души лирического героя. В сердце персонажа, от лица которого говорит поэт, пылает любовь, которая грозит сжечь его дотла, стоит только дать ей на то волю. Потому-то герой умоляет свою возлюбленную не манить его. «Не гляди так, не зови так», – повторяет он.
В этом смысле летний зной является метафорой чувств, переполняющих поэта. Недаром он применяет ещё один символ – «пылающий напиток», под которым, по всей видимости, имеется в виду горячее вино страсти.
А может быть, под эпитетом «золотой и белый день» скрывается образ юной златовласой девушки, одетой в белое платье с кружевами. Тогда становится понятно, почему так опьяняет поэта эта дивная картина и рождает в нём страсть со «жгучей силой».
Удивительно, как при этих бурлящих эмоциях у автора хватает сил держать себя в руках. В последней строфе он спокойно наблюдает за приближением сумерек. Жара понемногу отступает, и читатель понимает, что и пыл лирического героя тоже скоро остынет. Как гаснет солнечный свет, так и в душе утихает постепенно страсть. Сотрётся образ красавицы, освободив место для новой влюблённости.