«Напрасно я бегу к сионским высотам…» А. Пушкин
* * * Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
Начало июля 1836 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам…»
Незавершенное стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам…» относится к 1836 году. Изначально Пушкин хотел включить его в так называемый каменоостровский цикл. По мнению ряда литературоведов, в итоге произведение было заменено другим – «Отцы пустынники и жены непорочны…». Стихотворения связаны между собой общими мотивами. В обоих речь идет о переживании греха и желании очистить душу. «Отцы пустынники и жены непорочны…» – философско-религиозное высказывание на тему покаяния. Поскольку произведение «Напрасно я бегу к сионским высотам…» осталось незаконченным, сложно сказать, к каким бы выводам пришел Пушкин в финале. Можно лишь предположить, что лирический герой бы покаялся, обратился за помощью к Господу.
Рассматриваемый текст наполнен христианскими образами. В Библии Сион фигурирует в качестве святой горы, жилища и дома Бога. Также его принято связывать с именем Давида – царя и пророка. Лирический герой пушкинского стихотворения стремится достичь сионских высот, олицетворяющих беспорочность и совершенство Господа. Вот только попытки его пока напрасны – накопившиеся за жизнь плохие поступки и помыслы тянут душу вниз. Вторая строка – «Грех алчный гонится за мною по пятам…» – позволяет перейти к образам животных. Перед читателями предстает картина погони льва за оленем. Они выбраны Александром Сергеевичем неслучайно. В религиозных текстах лев зачастую связан с демоническими силами. Нередко бес превращался в царя зверей. Например, архонт Михаил, дьявольский слуга и антагонист Бога, имел лик льва. Что касается образа оленя, то он сопряжен с Господом. К нему принято прибавлять эпитет «златорогий», относящийся к солнечному свету. Кроме того, в псалмах олень (лань) служит олицетворением души, стремящейся к Богу. В третьем стихе поэт упоминает «песок сыпучий», подразумевая, что погоня льва за жертвой происходит в пустыне. Здесь можно увидеть связь со стихотворением Пушкина «Пророк» (1826). Его лирический герой по «пустыне мрачной влачился», «духовной жаждою томим».
«Напрасно я бегу к сионским высотам…» – разговор о трудностях, подстерегающих человека по дороге к Божественному. Причем сложности носят не внешний, а внутренний характер. Нет главнее врага для человека, нежели он сам. Мотив этот Александром Сергеевичем выстрадан. Сколько раз в стихотворениях он провозглашал желание следовать высокой цели, сколько раз потом происходил откат назад из-за невозможности противостоять соблазнам! Тем не менее, по мнению поэта, не стоит прекращать движение к Господу. Нужно просто понимать, что путь этот чрезвычайно сложен.