«Матери» А. Белый
Я вышел из бедной могилы.
Никто меня не встречал –
Никто: только кустик хилый
Облетевшей веткой кивал.Я сел на могильный камень…
Куда мне теперь идти?
Куда свой потухший пламень –
Потухший пламень… – нести.Собрала их ко мне – могила.
Забыли все с того дня.
И та, что – быть может – любила,
Не узнает теперь меня.Испугаю их темью впадин;
Постучусь – они дверь замкнут.
А здесь – от дождя и градин
Не укроет истлевший лоскут.Нет. – Спрячусь под душные плиты.
Могила, родная мать,
Ты одна венком разбитым
Не устанешь над сыном вздыхать.
Январь 1907 г., Париж.
Сборник «Пепел» (1909). Цикл «Безумие».
Сборник «Стихи о России» (1922). Под названием «Родине – матери».
Анализ стихотворения Белого «Матери»
Андрей Белый нередко выбирал довольно необычные темы для своих произведений, перевоплощаясь в своих героев. Символизм в его творчестве носил условный характер, хотя именно с помощью некоторых приемов этого литературного течения поэту удавалось переносить читателей в совершенно иной мир, который существовал лишь в воображении автора. В таком ключе написано и стихотворение «Матери», созданное в 1907 году. Сперва возникает ошибочное чувство, что поэт посвятил его самому близкому человеку. Однако вскоре выясняется, что матерью Белый именует «сырую землю», из которой, как он убежден, выходит на свет каждый человек, и в нее же со временем возвращается.
Подобная метаморфоза описана и в данном стихотворении. Правда, в этом случае герой поэта, с которым он себя отождествляет, не в фигуральном, а в прямом смысле слова появляется из земли. Автор отмечает, что он «вышел из бедной могилы», однако не дает никаких пояснений к этой фразе. Поэтому создается впечатление, что поэт изображает покойника, который воскрес и «сел на могильный камень», не зная, что же ему делать дальше. На самом деле Андрей Белый проводит тонкую аллегорию между могилой и семьей, сравнивая «ячейку общества» с фамильным склепом. Самому поэту грех жаловаться на родословную, так как его отец был известным математиком, много лет являясь деканом одного из факультетов московского университета. Тем не менее, семья автора не могла похвастаться особым достатком, что всегда угнетало Андрея Белого. Усугубил ситуацию тот факт, что сам поэт отказался от успешной научной карьеры, отдав предпочтение литературе, что в то время считалось дурным тоном среди русской аристократии. В итоге он как бы умер для приличного общества, хотя эта «смерть» осталась незамеченной среди окружения поэта.
Тем не менее, он убежден, что очень сильно изменился с тех пор, когда осознал свое истинное признание. Автор предполагает, что даже самые близкие люди теперь готовы от него отказаться, отмечая: «постучусь – они дверь запрут». Могила же, которая у Белого ассоциируется с семьей, не в состоянии больше обеспечивать ему надежное укрытие от житейских бурь и невзгод. И вес же они принимает решение о возвращении в отчий дом, отмечая: «Могила, родная мать, ты одна венком разбитым не устанешь над сыном вздыхать». Следует отметить, что именно в этот период Андрей Белый расстается с Любовью Менделеевой, супругой Александра Блока. Но вместо возвращения в отчий дом поэт принимает решение уехать за границу, где залечивает душевные раны в течение нескольких лет.