Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Стансы

В поэзии существует множество оригинальных, своеобразных жанров. Одним из таковых являются стансы. Рассмотрим, чем это направление отличается от других, и приведём интересные примеры стихотворений прославленных поэтов.

В русской поэзии стансами (от итальянского «stanza» – «комната, обстановка, помещение») называют жанр лирических стихотворений, которые состоят из обособленных друг от друга строф. Характерная особенность стансов – композиционная и рифмическая независимость каждого отдельного фрагмента произведения. Т. е. в каждой строфе, которая может включать в себя до 12 строк и имеет собственный, отличный от других, рифмический рисунок, раскрывается только одна идея. Не допускается смысловой перенос и повторение рифм в других строфах. При чтении стансов приветствуется делать паузы после каждой строфы.

Истоки жанра исследователи видят во французской (провансальской) средневековой песенной поэзии. В те времена к стансам предъявлялись строгие требования. Помимо композиционной обособленности стихотворение должно было обладать фиксированным числом слогов в строке и особой схемой римфовки. Как правило, такие произведения состояли из большого количества строф. Трубадуры, провансальские поэты-музыканты XI – XIII вв., более свободно относились к этому понятию, подразумевая под стансами небольшие песни с традиционной куплетно-припевной структурой. Впоследствии и она была забыта, из-за чего термин оказался размытым. В настоящее время можно встретить различные его толкования. Например, в немецкой традиции стансами называют октавы, во французской и английской – именуют строфу вообще.

Классическим произведением в этом жанре считается элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А. С. Пушкина. Приведём её текст целиком.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Несмотря на общую для всего произведения идею и одинаковую печальную атмосферу, каждая часть стихотворения содержит законченную мысль и самостоятельные образы. В первой строфе поэт признаётся в том, что его не покидает меланхолическое настроение. Второе четверостишие посвящено неизбежности смерти, третье – превосходству природы над скоротечной человеческой жизнью, четвёртое – быстрой смене поколений. В пятой строфе говорится об ожидании конца, шестая повествует о непредсказуемости момента гибели. В седьмом четверостишии автор размышляет о посмертном существовании, а в последнем говорит о круговороте жизни и смерти и примиряется с судьбой.

Можно заметить, что в каждой строфе сохраняется перекрёстная рифма вида abab, но клаузулы не повторяются.

Стансами написана поэма М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи». Вот отрывок из этого произведения:

Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат.
Его уж нет. Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград
Цепляясь вьётся длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..

Ни бранный шум, ни песня молодой
Черкешенки уж там не слышны боле;
И в знойный, летний день табун степной
Без стражи ходит там, один, по воле;
И без оглядки с пикой за спиной
Донской казак въезжает в это поле;
И безопасно в небесах орел,
Чертя круги, глядит на тихий дол.

И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, – пустынная змея
Из-под камней резвяся выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.

Эта поэма написана октавами. Понятно, что всё произведение посвящено одной определённой истории, но поэту удаётся каждое восьмистишие превратить в отдельный фрагмент общей картины. При этом автор не повторяется в рифмах и не переносит образы и мысли из одной строфы в другую.

Вот стансы, написанные уже в XX веке:

Мне мнится мир устал искать причины
Подробно освещен усилием луны
И нет в пределах наших тишины
И утомились прежние личины

Изнемогают сумерки над льдом
Над водами лишь правота бесспорна
В глубинах пашни утомились зёрна
Давать плоды осенним сентябрем

Короче радость, ближе горний гнёт
Надежда не стоит у изголовья
И торжествуя над остывшей кровью
Виски слегка охватывает лёд.

Как мчится день, чтоб отвратить беду!
Как ночь за ним спешит, не успевая!
Но и в преддверии весны и мая
Мне мнится – не успеют. Я уйду

Ничья рука меня не завернёт
Ничьи глаза обратно не поманят
И даже день беду не отведёт
И даже ночь тревогой не обманет.

«Классические стансы», Кари Унксова, перевод К. Георгиева.

Интересно, что в творчестве многих русских поэтов (А. Н. Апухтин, О. Э. Мандельштам, Ф. К. Сологуб, А. А. Вознесенский и др.) встречаются стихотворения, озаглавленные «Стансы». Не всегда эти произведения полностью соответствуют определению жанра, но часто обладают присущим ему медитативно-элегическим настроением.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах