Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Стансы

В поэзии существует множество оригинальных, своеобразных жанров. Одним из таковых являются стансы. Рассмотрим, чем это направление отличается от других, и приведём интересные примеры стихотворений прославленных поэтов.

В русской поэзии стансами (от итальянского «stanza» – «комната, обстановка, помещение») называют жанр лирических стихотворений, которые состоят из обособленных друг от друга строф. Характерная особенность стансов – композиционная и рифмическая независимость каждого отдельного фрагмента произведения. Т. е. в каждой строфе, которая может включать в себя до 12 строк и имеет собственный, отличный от других, рифмический рисунок, раскрывается только одна идея. Не допускается смысловой перенос и повторение рифм в других строфах. При чтении стансов приветствуется делать паузы после каждой строфы.

Истоки жанра исследователи видят во французской (провансальской) средневековой песенной поэзии. В те времена к стансам предъявлялись строгие требования. Помимо композиционной обособленности стихотворение должно было обладать фиксированным числом слогов в строке и особой схемой римфовки. Как правило, такие произведения состояли из большого количества строф. Трубадуры, провансальские поэты-музыканты XI – XIII вв., более свободно относились к этому понятию, подразумевая под стансами небольшие песни с традиционной куплетно-припевной структурой. Впоследствии и она была забыта, из-за чего термин оказался размытым. В настоящее время можно встретить различные его толкования. Например, в немецкой традиции стансами называют октавы, во французской и английской – именуют строфу вообще.

Классическим произведением в этом жанре считается элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А. С. Пушкина. Приведём её текст целиком.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Несмотря на общую для всего произведения идею и одинаковую печальную атмосферу, каждая часть стихотворения содержит законченную мысль и самостоятельные образы. В первой строфе поэт признаётся в том, что его не покидает меланхолическое настроение. Второе четверостишие посвящено неизбежности смерти, третье – превосходству природы над скоротечной человеческой жизнью, четвёртое – быстрой смене поколений. В пятой строфе говорится об ожидании конца, шестая повествует о непредсказуемости момента гибели. В седьмом четверостишии автор размышляет о посмертном существовании, а в последнем говорит о круговороте жизни и смерти и примиряется с судьбой.

Можно заметить, что в каждой строфе сохраняется перекрёстная рифма вида abab, но клаузулы не повторяются.

Стансами написана поэма М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи». Вот отрывок из этого произведения:

Между Машуком и Бешту, назад
Тому лет тридцать, был аул, горами
Закрыт от бурь и вольностью богат.
Его уж нет. Кудрявыми кустами
Покрыто поле: дикий виноград
Цепляясь вьётся длинными хвостами
Вокруг камней, покрытых сединой,
С вершин соседних сброшенных грозой!..

Ни бранный шум, ни песня молодой
Черкешенки уж там не слышны боле;
И в знойный, летний день табун степной
Без стражи ходит там, один, по воле;
И без оглядки с пикой за спиной
Донской казак въезжает в это поле;
И безопасно в небесах орел,
Чертя круги, глядит на тихий дол.

И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, – пустынная змея
Из-под камней резвяся выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.

Эта поэма написана октавами. Понятно, что всё произведение посвящено одной определённой истории, но поэту удаётся каждое восьмистишие превратить в отдельный фрагмент общей картины. При этом автор не повторяется в рифмах и не переносит образы и мысли из одной строфы в другую.

Вот стансы, написанные уже в XX веке:

Мне мнится мир устал искать причины
Подробно освещен усилием луны
И нет в пределах наших тишины
И утомились прежние личины

Изнемогают сумерки над льдом
Над водами лишь правота бесспорна
В глубинах пашни утомились зёрна
Давать плоды осенним сентябрем

Короче радость, ближе горний гнёт
Надежда не стоит у изголовья
И торжествуя над остывшей кровью
Виски слегка охватывает лёд.

Как мчится день, чтоб отвратить беду!
Как ночь за ним спешит, не успевая!
Но и в преддверии весны и мая
Мне мнится – не успеют. Я уйду

Ничья рука меня не завернёт
Ничьи глаза обратно не поманят
И даже день беду не отведёт
И даже ночь тревогой не обманет.

«Классические стансы», Кари Унксова, перевод К. Георгиева.

Интересно, что в творчестве многих русских поэтов (А. Н. Апухтин, О. Э. Мандельштам, Ф. К. Сологуб, А. А. Вознесенский и др.) встречаются стихотворения, озаглавленные «Стансы». Не всегда эти произведения полностью соответствуют определению жанра, но часто обладают присущим ему медитативно-элегическим настроением.


Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах