Как писать стихи

«Весеннее» И. Бунин


«Весеннее» Иван Бунин

Тает снег — и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, — а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними —
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придет апрель-царевич
Из заморских стран далеких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зеленой хвоей,
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами,
И склонится он с улыбкой
Над царевною безмолвной
И прильнет к устам царевны
Крепко жаркими устами,
И она в испуге вздрогнет,
Разомкнет свои ресницы,
Глянет, вспыхнет — и улыбкой
Озарит весь мир влюбленный!

Анализ стихотворения Бунина «Весеннее»

Когда талантливые поэты обращаются к сюжетам народных преданий, часто получаются очень интересные произведения. Взять хотя бы «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, основанную на фольклорных образах; её помнят и любят многие читатели в нашей стране. «Весеннее» – это тоже вариация на сказочную тему. В этом стихотворении Иван Алексеевич Бунин воссоздал дух волшебства, превратив весну и месяц апрель в сказочных персонажей.

«Весеннее» было написано в 1893 году. Молодому Ивану Алексеевичу было всего 23 года, и его юный свежий взгляд чувствуется на протяжении всего стихотворения. Если попробовать охарактеризовать вид произведения, то можно описать его как пёструю ленту: стихотворение не разделено на строфы. Оно течёт живым радостным потоком благодаря своему размеру – четырёхстопному хорею и, что удивительно, отсутствию рифмы. Однако то, что окончания не повторяют друг друга, не нарушает гармонии стиха, а наоборот, придаёт ему плавности.

Первые строки произведения открывают перед читателем великолепную картину весеннего неба:
Тает снег – и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.

Поэт ведёт нас в глубокую лесную чащу, где указывает на спящую девушку. Это весна, которая ждёт суженого, чтобы проснуться и принести в мир цветение и тепло. Интересную метафору использует поэт, когда говорит о ложе весны. Густой снег, где героиня прячется в предчувствии поцелуя, автор называет «белоснежным саркофагом», намекая на хрустальный гроб из сказок о Белоснежке или мёртвой царевне.
И вот приходит жених:
И придёт апрель-царевич
Из заморских стран далёких…

Текст стихотворения наполнен красочными эпитетами: «заповедные чащи», «синие туманы», «сладко спит», «жаркие уста». Но чаще встречаются не описательные прилагательные, а словосочетания с глаголами, которые придают произведению динамизма, энергичности: «солнце блещет», «ветер гуляет», «пойдут бурлить потоки», «зашумят грачи», «оживут леса и рощи».

Иван Алексеевич не стесняется тавтологий. В тексте часты повторы слов (солнце – солнца, над полями – лесам-полям), но это не портит стих, а наоборот придаёт ему мелодичности. Поэт применяет анафоры, которые усиливают ощущение бурной жизнедеятельности, которая зарождается в природе весной:
Пахнет лес зеленой хвоей.
Пахнет теплою землею
И апрельскими цветами.

Стихотворение заканчивается на оптимистичной ноте. Подобно прекрасному принцу из сказок, Апрель пробуждает героиню поцелуем, и она одаривает весь мир животворящей улыбкой. Эта улыбка и в читателе способна зажечь огонёк радости и жизнелюбия.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах