«Бетховен» Н. Заболоцкий
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
1946 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Бетховен»
Поэтическое посвящение немецкому композитору датировано 1946 г. Главная заслуга прославленного лирического адресата – причастность к мировой музыке. Ее истоки берут начало в образах живой природы. По мысли, выраженной в зрелых творениях Заболоцкого, прекрасные мелодии зарождаются в «березовой консерватории», проникнутой светом весеннего солнца. Соловей, скворец, иволга, синица и даже дятел – первые из вдохновенных выразителей священной гармонии «музыки крыл», дарующей душевный подъем человеку-творцу.
Содержание начального двустишия анализируемого текста указывает на отрезок времени – день, когда вдохновение лирического «ты» привело к философскому озарению. Момент истины наступил с возникновением «созвучий», и важность мгновения иллюстрируется живописными природными параллелями. Свет, туча, гром, звезда – необычные траектории движения перечисленных объектов подчеркивают высокую значимость события.
Поэт наделяет своего адресата «львиным ликом», намекая на особенности внешнего облика: густые всклокоченные волосы, светящиеся блеском глаза, крепкую невысокую фигуру. Создавая иносказание, автор имел в виду и черты характера композитора: вспыльчивый нрав, резкость, бескомпромиссность.
Чего удалось достичь талантливому композитору и бесстрашному человеку? Для изображения его успехов Заболоцкий привлекает символический образ: поднявшись в небо по «облачным ступеням», персонаж бесстрашно обращается к самой природе. Фрагмент дополняется оригинальной сценой, в которой из-за труб органа появляется лицо главного героя. Это движение напоминает поведение царя зверей, стремящегося просунуть голову сквозь прутья клетки.
Эксцентричные поступки адресата оправданы. Влекомый «яростным» вдохновением, созвучным музыке стихий, он смог подняться над земным пространством и стать равным природе, воплощению сакральной «живой прелести» мироздания.
В четвертом катрене находит выражение знаменитая триада, о которой автор напишет теоретическую статью через 11 лет после создания «Бетховена». Осмысленное слово порождает музыку, венчающую творческий труд.
Символический образ девятого вала возникает в концовке текста. Он восходит к конкретному бетховенскому произведению – симфонии № 9, итоговому творению композитора, уподобленному критиками роковой мощи волны. Стихотворение завершается на кульминационной ноте: звучит призыв, свидетельствующий о могучей силе искусства, способного прикоснуться к тайнам звездной выси.
Автор: Николай Заболоцкий