Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Никитин

«Помню я: бывало, няня…» И. Никитин

* * *

Помню я: бывало, няня,
Долго сидя за чулком,
Молвит: «Баловень ты, Ваня,
Всё дурачишься с котом.

Встань, подай мою шубейку;
Что-то холодно, дрожу…
Да присядь вот на скамейку,
Сказку длинную скажу».

И старушка с расстановкой
До полночи говорит.
С приподнятою головкой
Я сижу. Свеча горит.

Петухи давно пропели.
Поздно. Тянется ко сну…
Где-то дрожки прогремели…
И под говор я засну.

Сон покоен. Утром встанешь —
Прямо в садик… Рай земной!
Песни, говор… А как глянешь
На росинки — сам не свой!

Чуть сорока защекочет —
Понимаешь, хоть молчишь,
Упрекнуть она, мол, хочет,
«Здравствуй, Ваня! Долго спишь!»

А теперь ночной порою
На груди гора лежит:
День прожитый пред тобою
Страшным призраком стоит.

Видишь зла и грязи море,
Племя жалкое невежд,
Униженье, голод, горе,
Клочья нищенских одежд.

Пот на пашнях за сохами,
Пот в лесу за топором,
Пот на гумнах за цепами,
На дворе и за двором.

Видишь горькие потери,
Слёзы падшей красоты
И затворенные двери
Для убитой нищеты…

И с тоскою ждёшь рассвета,
Давит голову свинец.
О, когда же горечь эта
Вся исчезнет наконец!

Дата создания: 27 апреля 1856 г.

Анализ стихотворения Никитина «Помню я: бывало, няня…»

Стихотворение «Помню я: бывало, няня…» было написано в апреле 1856 года. Произошедший во второй половине 50-х годов XIX века общественный подъем усилил идейный рост И. С. Никитина и социальную ноту его произведений.

Судьба обездоленных всегда была главной темой творчества поэта. Не изменяет он ей и в стихотворении «Помню я: бывало, няня…». Оно содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «помню я», «сказку длинную», «давит свинец», «затворенные двери… для нищеты», которая способствует гармоничному строю рифмы;
  • эпитеты — «страшный призрак», «земной рай», «жалкое племя», «нищенские одежды», «горькие потери», «падшая красота», «убитая нищета» — которые используются для создания образа беспросветной жизни;
  • ряды однородных членов предложения — «встань, подай, присядь», «море зла, племя …, униженье, голод, …клочья одежд», «потери, слезы, двери»;
  • метафоры — «давит … свинец (тяжесть)», «призраком стоит», «море зла», «племя невежд»;
  • олицетворение — «день стоит»;
  • анафору — «пот на пашнях, пот в лесу, пот на гумнах», в которой слово «пот» является аллегорией убийственно тяжелого физического труда;
  • эллипсис — «…встанешь — (бежишь) прямо в садик», «глянешь … – станешь) сам не свой», «чуть сорока защекочет (то есть застрекочет) – (сразу) понимаешь» — позволяет ярко описать быструю смену событий;
  • фразеологизм — «сам не свой»;
  • риторические восклицания — «Рай…!», «…сам не свой!», «Долго спишь!», «… когда … горечь исчезнет…!» — отражают силу авторских эмоций;
  • контекстуальные антонимы — «рай земной — горечь» — ярко противопоставляют два периода жизни поэта;
  • оксюморон — «рай земной»;
  • умолчания — «…прямо в садик…», «Песни, говор…»;
  • парцелляцию (намеренное членение предложения) — «…дрожу… Да присядь вот…».

Лексика высокого стиля — «молвит», «падшая», «одежды» — в рамках произведения соседствует с разговорной — «дурачишься», «баловень».

Композиционно произведение делится пополам. Первая часть – пасторальная картина патриархального быта глазами ребенка – нянины сказки, ночное бдение у свечи, стук поздних дрожек. Мир прекрасен и полон чудес, это время, когда с тобой разговаривают птицы. Неслучайно поэт использует в этой части слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «шубейка, головка, росинка, старушка».

Автор вспоминает детство с чувством жалости, умиления. Но это время безвозвратно прошло. Страшным контрастом прошлому становится настоящее, наполненное тяжелым трудом, страданиями – моральными и физическими, и чувством социальной несправедливости.


Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах