«Хризантемы (На окне, серебряном от инея…)» И. Бунин
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
Август 1903 г.
Анализ стихотворения И. А. Бунина «Хризантемы»
Стихотворение «На окне, серебряном от инея…» написано в жанре пейзажной лирики. Примечательно, что оно написано в августе 1903 года, когда поэт уже занимал подобающее ему место в литературном мире.
Иван Алексеевич, как никто, умел пользоваться художественным словом, что отмечали даже его современники. Миниатюрное произведение – настоящий шедевр, описывающий необыкновенную красоту русской зимы, зримая, почти осязаемая картина.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «серебряное от инея», «золотится отблеском»;
- перифраз – «на окне расцвели хризантемы» – автор подразумевает появление морозных узоров на стекле, напоминающих цветочные головки;
- эллипсис – «стеклах – (отражается) небо», пропуск слова позволяет соблюсти стихотворный размер без потери смысла речи;
- инверсию – «яркие … буду видеть краски», «небо ярко-синее», «всходит солнце», «золотится окно», «будут хризантемы», дающую возможность использовать именные рифмы и сосредоточить внимание читателя на конкретных объектах;
- ряды однородных членов предложения – «небо, застреха», «тихо, радостно, молодо», с их помощью автор точно описывает впечатления от увиденного;
- олицетворения – «бодрое солнце», «утро радостно, молодо», «окно золотится» – сообщают речи живость, полнокровность;
- эпитеты – «чистые краски», «серебристые хризантемы», «серебряное окно» – включая авторскую оценку, придают речи яркость и образность;
- контекстуальные синонимы – «небо, вышина» – и паронимы – «серебряный – серебристый».
Застреха – это нижний, свисающий край крыши.
В рамках произведения лирический герой любуется прелестью ясного зимнего утра, открывает в обыкновенном необыкновенное. Глядя в окно, он всем существом ощущает полноту, счастье бытия, что подчеркивают повторы «ярко-синее», «яркие». Кажется, что солнечным становится не только день, но и вся жизнь.
Описания Бунина – и стихотворные, и прозаические – отличаются фотографической точностью деталей и полным соответствием законам природы, в этом его неповторимая творческая манера: окно именно золотится, поскольку солнечный свет, преломляясь в ледяных кристалликах, застывших на стекле, приобретает именно этот оттенок. Хризантемы, «выросшие» глубокой ночью, будут украшать окно лишь до полудня – «полдня», пока пригревающее солнце не обратит их в воду.
Автор: Иван Бунин