Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Хризантемы (На окне, серебряном от инея…)» И. Бунин

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.

Август 1903 г.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Хризантемы»

Стихотворение «На окне, серебряном от инея…» написано в жанре пейзажной лирики. Примечательно, что оно написано в августе 1903 года, когда поэт уже занимал подобающее ему место в литературном мире.

Иван Алексеевич, как никто, умел пользоваться художественным словом, что отмечали даже его современники. Миниатюрное произведение – настоящий шедевр, описывающий необыкновенную красоту русской зимы, зримая, почти осязаемая картина.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • метафоры – «серебряное от инея», «золотится отблеском»;
  • перифраз – «на окне расцвели хризантемы» – автор подразумевает появление морозных узоров на стекле, напоминающих цветочные головки;
  • эллипсис – «стеклах – (отражается) небо», пропуск слова позволяет соблюсти стихотворный размер без потери смысла речи;
  • инверсию – «яркие … буду видеть краски», «небо ярко-синее», «всходит солнце», «золотится окно», «будут хризантемы», дающую возможность использовать именные рифмы и сосредоточить внимание читателя на конкретных объектах;
  • ряды однородных членов предложения – «небо, застреха», «тихо, радостно, молодо», с их помощью автор точно описывает впечатления от увиденного;
  • олицетворения – «бодрое солнце», «утро радостно, молодо», «окно золотится» – сообщают речи живость, полнокровность;
  • эпитеты – «чистые краски», «серебристые хризантемы», «серебряное окно» – включая авторскую оценку, придают речи яркость и образность;
  • контекстуальные синонимы – «небо, вышина» – и паронимы – «серебряный – серебристый».

Застреха – это нижний, свисающий край крыши.

В рамках произведения лирический герой любуется прелестью ясного зимнего утра, открывает в обыкновенном необыкновенное. Глядя в окно, он всем существом ощущает полноту, счастье бытия, что подчеркивают повторы «ярко-синее», «яркие». Кажется, что солнечным становится не только день, но и вся жизнь.

Описания Бунина – и стихотворные, и прозаические – отличаются фотографической точностью деталей и полным соответствием законам природы, в этом его неповторимая творческая манера: окно именно золотится, поскольку солнечный свет, преломляясь в ледяных кристалликах, застывших на стекле, приобретает именно этот оттенок. Хризантемы, «выросшие» глубокой ночью, будут украшать окно лишь до полудня – «полдня», пока пригревающее солнце не обратит их в воду.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах