Как писать стихи

«Степь вечером» А. Фет


«Степь вечером» Афанасий Фет

Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни — и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.

Анализ стихотворения Фета «Степь вечером»

Стихотворение «Степь вечером» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1854 году. Оно состоит из пяти четверостиший, написанных пятистопным ямбом. Рифма в строфах перекрёстная. Автор выступает в роли лирического героя и рассказчика, повествуя об увиденных картинах от первого лица.

С помощью красочных эпитетов и эффектных сравнений поэт рисует картину захода солнца в степи. От его внимательного взгляда, кажется, не укрывается ни единая деталь вечернего пейзажа, и для каждого предмета находится красивое выражение. Повествование начинается с изображения неба. Дождевые облака предстают перед нами живыми существами, способными наслаждаться тёплым солнечным светом. Тот же приём, олицетворение, применён и к полям, которые испытывают удовольствие от нежных капель вечерней росы. Растения также приобретают человеческие черты, когда поэт наделяет их чувствами. «Волнуется… рожь», – говорит Афанасий Афанасьевич о полях и здесь же сравнивает бесчисленные колоски с морем. Даже далёкое светило ведёт себя совершенно как робкая девушка, скромно прячась за облаком, пока не скрылось солнце.

Но и без одушевления жизнь так и кипит в строках этого стихотворения. Анафора «Вот… Вот…» подчёркивает, что повсюду происходит какое-то движение: то пролетит насекомое, то птица. Этим созданиям поэт уделяет особое внимание. Целая строфа посвящена всевозможным пернатым. Автор подмечает, как подаёт голос то одна, то другая птица. Благодаря аллитерации (повторяются согласные «п», «р», «с») в словах «перепел», «покрылись», «скрыпят», «коростели», «слышу», создаётся впечатление, что читатель собственными ушами слышит их приглушённое пение.

Особую живописность вечернему пейзажу придают выразительные эпитеты. Встретив такие фразы, как «золотистая сеть», «алый блеск», «безбрежная рожь», «изложина росистая», читатель легко представит себе бескрайние просторы русской степи и пылающий на закате небосвод. А заметив в тексте эпитет «луна чиста» и устоявшееся выражение «млечный путь», который поэт сравнивает с рекой, мы сможем воочию увидеть, как на поля медленно опускается ночь.

Интересно, что на картине, созданной поэтом, почти нет следов человека. Лишь однажды, в начале стихотворения, мы видим ямщика, который тут же исчезает из виду. Во второй строфе автор подчёркивает, что в этой степи нет признаков жилья. С помощью восклицания он усиливает мысль, что здесь нет места человеку. Но думается, что автор не хотел противопоставлять природу людям, а стремился показать великолепие нерукотворной красоты.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах