«Соловьи» Н. Некрасов
Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу –
Пойдем соловушек послушать.Там их, что в кузове груздей, –
Да не мешай же мне, проказник! –
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздникПо вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:Ведь наш-то курский соловей
В цене, – тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит – гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.И положили меж собой –
Умел же бог на ум наставить –
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:– А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете? –
«Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…»
1867–1870 гг.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Соловьи»
Стихотворение «Соловьи» написано не в самом счастливом году жизни поэта – в 1870. Но и в нем он не изменяет своей творческой манере – реалистическому изображению действительности. При всей неоднозначности его личности Н. А. Некрасов – серьезный и глубоко чувствующий поэт, придерживающийся революционно-демократических взглядов. Стихотворение отразило тонкое знание народной жизни и боль души. Сила передачи идей автора через стихи несомненна.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Играйте пока!», «да … прокатили!», «…не в праздник был!», «… весь лес гремит!», «…слаще (в контексте речи – «приятнее, увлекательнее») хоровода!», «Избави бог … ставить…!» – отражают чувства молодой женщины, значимость для нее предмета разговора;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «сынок», «травка», «рошица», «соловушки», «детушки», «полянки» – говорят о любви к родному краю, умилению красотой родных мест;
- обращения – «дети», «проказник», «мама» – обозначают персонажей стихотворения;
- многосоюзие – «и стар и молод», «и хорошо и любо» – выделяет каждое сопряженное с союзом слово;
- контекстуальные антонимы – «стар – молод», «меньшой – старший»;
- синонимы – «хорошо, любо»;
- инверсию – «девицы красные», «гуторят (разговаривают) крестьяне», «пришла весна», «рассказывал дед», «к роще нашей», «гостей залетных», «взяла тоска», «умел бог», необходимость которой обусловлена стихотворным размером;
- сравнение – «как немая стоит» – позволяет точно описать явление;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «праздник … не в праздник», «строго-настрого», создающую звуковой акцент на значимых понятиях;
- перифраз – «буренка» – ласковое название коровы бурой масти;
- лексический повтор – «на той поляне, в роще той», который указывает значимость места события;
- олицетворения – «лес гремит», «песня будит» – придают изложению яркость и образность;
- синекдоху – подмену понятий на основании «общее-частное» – «деревня спит», она отражает общинный характер крестьянской жизни;
- метафору – «взяла тоска».
В тексте есть просторечные слова и обороты – «любей», «наш-то», «испугалися», которые являются приметами истинно народной речи.
Ряд слов требует пояснения: «кубарь» – волчок, «кузов» – берестяное лукошко, «коня навязать» – значит, связать лошади передние ноги, чтобы она не ускакала, а спокойно паслась; «обрядить буренку» – поухаживать за коровой после ее возвращения с пастбища – вычистить, подоить и т. п. «Рекрутчина» – рекрутство – воинская повинность, отрывавшая достигших призывного возраста мужчин от семей на многие годы. Для матери троих сыновей она могла стать настоящей трагедией.
В рамках стихотворения поэт показывает, что простые и необразованные, задавленные тяжким трудом люди тянутся к прекрасному. Вольные певчие птицы выступают для них символом свободы, частью несбыточной мечты о счастье и достатке.