«Признание» А. Твардовский
Я не пишу давно ни строчки
Про малый срок весны любой;
Про тот листок из зимней почки,
Что вдруг живет, полуслепой;Про дым и пух цветенья краткий,
Про тот всегда нежданный день,
Когда отметишь без оглядки,
Что отошла уже сирень;Не говорю в стихах ни слова
Про беглый век земных красот,
Про запах сена молодого,
Что дождик мимо пронесет,Пройдясь по скошенному лугу;
Про пенье петушков-цыплят,
Про уравлей, что скоро к югу
Над нашим летом пролетят;Про цвет рябиновый заката,
Про то, что мир мне все больней,
Прекрасный и невиноватый
В утрате собственной моей;Что доля мне теперь иная,
Иной, чем в юности, удел, –
Не говорю, не сочиняю.
Должно быть – что ж? – помолодел!Недаром чьими-то устами
Уж было сказано давно
О том, что молодость с годами
Приходит. То-то и оно.
1951 г.
Анализ стихотворения
Философские размышления о влиянии времени на состояние души легли в основу произведения, датированного 1951 г. Лирический герой начинает с искреннего признания: творческие опыты давно вышли из числа его привычных занятий. В предпоследней строфе поэт размещает два глагола с отрицательными частицами, которые подтверждают сказанное в зачине. «Не пишу, не говорю, не сочиняю», – прибегая к характеристике через отрицание, субъект речи проявляет честность, взыскательность и самокритичность.
Основная часть текста посвящена перечислению тем, которых не касается герой-поэт. Связующим средством здесь выступает лексическая анафора, с помощью которой автор соединяет многочисленные детали. Комплекс последних передает вечную красоту окружающего мира.
Меняющаяся картина природных зарисовок отражает ход времени. Атрибутом ранней весны становится «полуслепой» робкий первый лист, а майскую пору, пик «дыма и пуха» цветения символизирует образ сирени. В живописный комплекс включаются обонятельные и звуковые приметы: запах скошенной травы после теплого дождя, пение петухов и писк цыплят. Ряд акустических образов заканчивается упоминанием о прощальном крике журавлей. В этом фрагменте на первый план выходит мотив ожидания: герой еще не слышал пернатых кочевников, печальная песня которых предвещает наступление осени. Для описания цветовой характеристики заката избран эпитет «рябиновый», также ассоциирующийся со сменой сезона. Из разрозненных образов складывается изображение короткого и прекрасного лета среднерусской полосы. Его «беглый век» стремителен: наблюдатель, недавно любовавшийся молодой листвой, неожиданно замечает, что успела отцвести сирень.
От перечисления «земных красот» субъект речи переходит к описанию собственной эмоциональной реакции. С годами острее, «больней», чем в юности, ощущается бег времени. «Помолодел!» – в этом шутливом определении достигают максимума иронические интонации в самооценке стареющего героя.
Завершая элегические раздумья, автор обращается к известной истине о быстротечности молодых лет, подтверждая ее справедливость при помощи разговорного междометия.
Идейное наполнение «Признания» обнаруживает сходство с произведением «Нет, жизнь меня не обделила…» В обоих текстах появляется образ героя-мыслителя, стремящегося беспристрастно оценить свой жизненный путь. Идентичны и художественные приемы: характеристика через отрицание, развернутые перечисления, в которых пейзажные описания соседствуют с философскими выводами.
Автор: Александр Твардовский