«Дай бог!» Е. Евтушенко
Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым – но не красть,
конечно, если так возможно.Дай бог быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.Не крест – бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем – чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.
1990 г.
Анализ стихотворения Евтушенко «Дай бог!»
Бунтарь и кумир миллионов, Евгений Евтушенко по праву считается одним из наиболее ярких и неоднозначных поэтов современности. И не только благодаря особому взгляду на жизнь, но и умению перевоплощаться, а также поднимать наиболее злободневные темы. В 1990 году, когда Советский Союз находился уже фактически на грани распада, Евтушенко написал стихотворение «Дай Бог», которое стали гимном нескольких поколений россиян. В этом произведении, которое напоминает молитву, автор обращается ко Всевышнему с многочисленными просьбами, которые сегодня могут даже показаться в чем-то наивными. Тем не менее, в них сквозит искренность и желание изменить этот мир к лучшему, а главное – сохранить собственные честь и достоинство в это непростое и смутное время.
С первых строк поэт просит всех благ людям, которые слишком долго жили в иллюзорном мире, считая, что он идеален. При этом автору хочется и самому стать Богом, так как он четко знает, что именно нужно менять в стране, которая разваливается буквально на глазах. Но при этом поэт понимает, что любого бога ждет Голгофа, на которой он будет распят. И если уж желать для себя власти, то нужно быть готовым и расплачиваться за этот подарок судьбы.
Впрочем, ко всемогуществу Евтушенко не стремиться, открыто заявляя: «Дай Бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно». Поэт мечтает стать богатым человеком, но при этом не хочет воровать, рассчитывает оставаться нейтральным в любой жизненной ситуации, при этом «ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой». Если объединить все просьбы поэта и составить образ человека, к которому стремится автор, то его герой должен обладать определенным мужеством, чтобы сохранить нейтралитет в стране, которая уже поделена на классы, касты и группировки. При этом Евтушенко хочет остаться в стороне от политических дрязг, хотя и понимает, что ему, как поэту, все равно придется публично озвучивать свою гражданскую позицию. Этого автор не боится, но опасается, что собственная страна повернется к нему спиной, как это было уже не однократно. Поэтому и звучит фраза: «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем». Евтушенко уверен, что до конца останется патриотом своей родины, но очень сомневается в том, что Россия сможет это оценить по достоинству и не станет предательницей по отношению к тем, кто является неотъемлемой частью ее величия.
Поэт желает каждому гражданину своей страны всего того, что необходимо им для нормальной, обеспеченной, счастливой и спокойной жизни. Но при этом молит лишь об одном: «дай Бог всего, но лишь того, за что потом не будет стыдно».
Автор: Евгений Евтушенко