Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма

Гипердактилическая рифма

Согласно классификации по расположению ударения рифмы в стихотворении делятся на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Последние считаются достаточно редкими. Рассмотрим, что представляют собой гипердактилические рифмы и приведём примеры из различных произведений.

Прежде чем рассматривать само это явление, определим некоторые ключевые понятия. Одно из центральных здесь – рифма. Под рифмой (происходит от греческого слова ««rhythmos» – «ритм, размеренность») понимают созвучие, похожее звучание окончаний параллельных отрезков речи, стихотворных строк – стихов, полустиший и т. д.

С термином «рифма» связано понятие «клаузула». Это слово заимствовано из латинского языка («clausula») и означает окончание определённого отрезка поэтической речи, стиха, двустишия, иногда строфы. В зависимости от того, на какой слог слова, которым оканчивается этот отрезок, падает ударение, выделяют четыре типа клаузул – мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

Гипердактилическая клаузула предполагает, что ударным является четвёртый, реже пятый или шестой, от конца слог. Этот термин образован от слова «дактиль» (от греческого «daktylos» – «палец») и приставки «гипер» (от греческого «hyper» – «над, сверх»). Эта разновидность клаузулы получила наименование благодаря сходству своей структуры со стопой дактиля, ударным в которой является первый слог третий, если считать от конца. Приставка «гипер» указывает на то, что количество безударных слогов, предшествующих ударному, в такой клаузуле больше, нежели в дактилическом окончании. Понятно, что если созвучные стихи завершаются гипердактилическими клаузулами, то говорят о гипердактилической рифме.

Такая рифма в отечественной поэзии является малоупотребительной вследствие особенностей русского языка. Несмотря на большое разнообразие «длинных» слов, состоящих из четырёх и более слогов, гипердактилические рифмы редко встречаются в произведениях. Возможно, это связано с господствовавшей до определённого времени силлабо-тонической традицией, которая не предполагает наличия в стихе целых трёх безударных слогов подряд.

Тем не менее в некоторых произведениях всё же встречаются гипердактилические рифмы. Валерий Яковлевич Брюсов, критикуя литературоведческие исследования В. М. Жирмунского, указывает, что русский язык богат на сложные слова: «Об ипердактилических рифмах сказано слишком кратко, потому что для автора такие рифмы имеют «экзотический характер», хотя, например, четырехсложных окончаний в русском языке очень много». В творчестве самого поэта есть примеры употребления таких рифм. Вот некоторые из них:

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.

Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,
Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

«Холод».

Здесь видим, что ударными являются пятые слоги от конца. В следующем отрывке ударение в выделенных словах падает на четвёртые слоги от конца.

Вышел Леший, сел на пень,
Чует запах деревень,
Палку новую кремнем обтёсывает,
Порой бороду почёсывает…

«Друзья».

С губами, сладко улыбающимися,
Она глядит глазами суженными,
И черны пряди вкруг чела:
Нить розоватыми жемчужинами
С кораллами перемежающимися
Ей шею нежно облегла…

«Опыты».

Стоит отметить, что обычно в стихотворениях, содержащих гипердактилические клаузулы, они чередуются с другими типами окончаний. Крайне редко можно встретить целое произведение, созданное на основе исключительно гипердактилической рифмы.

Вот ещё несколько примеров употребления гипердактилической рифмы в сочетании с другими типами рифм:

Исчезли стены разбегающиеся,
Пропали городские зданья:
Ярчеют звёзды зажигающиеся
Любимого воспоминанья.

Я слышу, как в гнездо укладываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрадываются,
Роняя голубые капли…

«Исчезли стены разбегающиеся…», Д. Л. Андреев.

Когда обидой – опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами –

Не с теми, ливнями огней
В бездну нисхлёстнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями…

«Деревья», М. И. Цветаева.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах