Гипердактилическая рифма
Согласно классификации по расположению ударения рифмы в стихотворении делятся на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Последние считаются достаточно редкими. Рассмотрим, что представляют собой гипердактилические рифмы и приведём примеры из различных произведений.
Прежде чем рассматривать само это явление, определим некоторые ключевые понятия. Одно из центральных здесь – рифма. Под рифмой (происходит от греческого слова ««rhythmos» – «ритм, размеренность») понимают созвучие, похожее звучание окончаний параллельных отрезков речи, стихотворных строк – стихов, полустиший и т. д.
С термином «рифма» связано понятие «клаузула». Это слово заимствовано из латинского языка («clausula») и означает окончание определённого отрезка поэтической речи, стиха, двустишия, иногда строфы. В зависимости от того, на какой слог слова, которым оканчивается этот отрезок, падает ударение, выделяют четыре типа клаузул – мужские, женские, дактилические и гипердактилические.
Гипердактилическая клаузула предполагает, что ударным является четвёртый, реже пятый или шестой, от конца слог. Этот термин образован от слова «дактиль» (от греческого «daktylos» – «палец») и приставки «гипер» (от греческого «hyper» – «над, сверх»). Эта разновидность клаузулы получила наименование благодаря сходству своей структуры со стопой дактиля, ударным в которой является первый слог третий, если считать от конца. Приставка «гипер» указывает на то, что количество безударных слогов, предшествующих ударному, в такой клаузуле больше, нежели в дактилическом окончании. Понятно, что если созвучные стихи завершаются гипердактилическими клаузулами, то говорят о гипердактилической рифме.
Такая рифма в отечественной поэзии является малоупотребительной вследствие особенностей русского языка. Несмотря на большое разнообразие «длинных» слов, состоящих из четырёх и более слогов, гипердактилические рифмы редко встречаются в произведениях. Возможно, это связано с господствовавшей до определённого времени силлабо-тонической традицией, которая не предполагает наличия в стихе целых трёх безударных слогов подряд.
Тем не менее в некоторых произведениях всё же встречаются гипердактилические рифмы. Валерий Яковлевич Брюсов, критикуя литературоведческие исследования В. М. Жирмунского, указывает, что русский язык богат на сложные слова: «Об ипердактилических рифмах сказано слишком кратко, потому что для автора такие рифмы имеют «экзотический характер», хотя, например, четырехсложных окончаний в русском языке очень много». В творчестве самого поэта есть примеры употребления таких рифм. Вот некоторые из них:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
…
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,
Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!«Холод».
Здесь видим, что ударными являются пятые слоги от конца. В следующем отрывке ударение в выделенных словах падает на четвёртые слоги от конца.
Вышел Леший, сел на пень,
Чует запах деревень,
Палку новую кремнем обтёсывает,
Порой бороду почёсывает…«Друзья».
С губами, сладко улыбающимися,
Она глядит глазами суженными,
И черны пряди вкруг чела:
Нить розоватыми жемчужинами
С кораллами перемежающимися
Ей шею нежно облегла…«Опыты».
Стоит отметить, что обычно в стихотворениях, содержащих гипердактилические клаузулы, они чередуются с другими типами окончаний. Крайне редко можно встретить целое произведение, созданное на основе исключительно гипердактилической рифмы.
Вот ещё несколько примеров употребления гипердактилической рифмы в сочетании с другими типами рифм:
Исчезли стены разбегающиеся,
Пропали городские зданья:
Ярчеют звёзды зажигающиеся
Любимого воспоминанья.Я слышу, как в гнездо укладываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрадываются,
Роняя голубые капли…«Исчезли стены разбегающиеся…», Д. Л. Андреев.
Когда обидой – опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами –Не с теми, ливнями огней
В бездну нисхлёстнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями…«Деревья», М. И. Цветаева.