«Люби» К. Бальмонт
«Люби!» – поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» – поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» – поют, пылая, розы.Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Сборник «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921).
Анализ стихотворения Бальмонта «Люби»
Сонет «Люби» впервые опубликовали в номере 12 журнала «Русская мысль» в 1916 году. Впоследствии стихотворение вошло в сборник «Сонеты Солнца, меда и Луны», который объединил более 250 произведений, посвященных различным темам. Данное произведение представляет собой гимн самому главному чувству в жизни каждого.
Каждой строкой стихотворения К. Д. Бальмонт прославляет любовь. Десятки раз готов он восклицать, повторяя это слово. Однако общее настроение произведения не такое светлое, как может сперва показаться.
Первая строфа содержит яркие чистые образы. Весенние краски сияют в каждой строке:
«Люби!» – поет сирень в цветной пыли,
«Люби! Люби!» – поют, пылая розы.
Экспрессия усиливается за счет аллитераций – «пыли», «пылая», поют». Сами слова заставляют читателя услышать звуки природы: «шуршащие березы» словно шепчутся с другими цветами.
Однако восторг быстро сменяется мрачной уверенностью. В тексте начинают преобладать не легкие взрывные ноты, а свистящие («бесстрастья», «страшись», «сожгли»), звенящие («угрозы», «зорь», «закон», «возмездья») звуки. Даже сладкий образ грез выглядит пугающе, а знакомый по другим стихотворениям огонь кажется теперь опасным, а не приветливым.
Поэт предостерегает, что без любви мимолетная жизнь пуста и бессмысленна:
Твой полдень вмиг – вдали.
Твою зорю теченья зорь сожгли.
Этот удивительная аллегория символизирует скоротечность человеческой жизни. Автор указывает, что в повседневной череде событий легко потерять себя, зачерстветь душой. А человеку, который не любит и не любил, сделать это легче всего: «Ему никак не избежать возмездья». Поэтому человеку обязательно найти что-то, что разбудит его сердце. Пусть это будет сама любовь или мечта. Ибо без какого-либо движения душа застывает.
Как утверждает поэт, именно любовь и есть та божественная сила, что заставляет весь мир расцветать:
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья.
Для того, кто не любит, по мнению автора, ничего не приносит радости. В то время как любящий, даже будучи распятым, счастлив. Этот образ, несомненно, является отсылкой к бескорыстной любви Иисуса Христа к людям, без которой не произошло бы святых чудес.
Сонет «Люби» действительно является гимном любви, но это не слепая восторженная ода. К. Д. Бальмонт анализирует человеческую жизнь и выносит вердикт, что без этого чувства она бессмысленна. Любовь выступает не просто как мимолетная радость, но как источник жизни вообще. Снова поэт предстает перед читателем не просто вдохновенным певцом, а еще и философом, проникшим в законы мироздания.
Сонеты ✑