Просторечные выражения
Русский литературный и русский разговорный имеют ряд различий, но всё же не являются принципиально разными языками. Любой носитель без труда поймёт и того, кто использует просторечную лексику, и того, кто изъясняется посредством литературного стиля. Неудивительно, что обе этих формы языка взаимодействуют в различных своих проявлениях. Мы обнаруживаем реализацию норм литературного языка в тех областях, где это необязательно (например, в таком жанре, как рэп). Просторечные выражения, в свою очередь, проникают в литературу, широко встречаются в прозе и поэзии. Попробуем проанализировать это явление и выяснить, в чём его достоинства и недостатки.
Термин «просторечие» предложил русский и советский лингвист Д. Н. Ушаков. Учёный определял его как «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами». На сегодня под просторечной лексикой в науке понимают слова, обороты речи, грамматические конструкции, существующие в нелитературной разговорной речи и отклоняющиеся от принятых в языке норм. Чаще всего такие выражения употребляются малообразованными носителями языка. Следует отличать просторечные выражения от диалектизмов, которые распространены только в некоторых регионах, в то время как использовать просторечные обороты могут на всей территории, где проживают носители языка.
Исследователи выделяют два типа просторечных выражений – просторечия-1 и просторечия-2. Первая группа языковых средств – это традиционные слова и конструкции, использующиеся давно и имеющие диалектное происхождение. Чаще всего их использует пожилые люди с низким уровнем образования. Примеры слов этого типа: «побёг» (побежал), «транвай» (трамвай), «хочем» (хотим), «выпимши» (выпивший) и др.
Просторечия второго типа возникли сравнительно недавно и используются, в основном, молодёжью и людьми среднего возраста. Слова этой категории заимствуются из социальных, профессиональных жаргонов, арго и т. д. Вот несколько примеров таких слов: «возникать» (высказывать непрошенное мнение), «штука» (тысяча рублей), «зашквар» (позор), «придурок» (недалёкий человек) и др.
Преимущественно просторечная лексика распространена в устной речи, но встречается и в письменной форме, например, в личной переписке. В некоторых случаях такие выражения применяются и в других сферах языка. Например, представители СМИ или чиновники используют их для сближения со специфической аудиторией.
В литературе тоже можно встретить подобные обороты и предложения. Употреблённые в качестве художественного приёма они могут усиливать выразительность речи, придавать ей оригинальность и экспрессивность. Вложенные в уста персонажа – выходца из низких слоёв общества, обладающего невысоким уровнем культурности и образования, они добавят ему правдоподобности и колоритности. Очень часто просторечные выражения использовал С. А. Есенин. Вот несколько примеров из его стихотворений.
Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредёт мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающей одежды
Его чуть мокрая буланая губа.«Голубень».
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт».
И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.«На Кавказе».
В произведениях поэта просторечные слова кажутся уместными, поскольку они используются им намеренно. Автор задействует их согласно контексту и в нужных местах. В своих стихах Есенин выстраивал образ лирического героя, искренне преданного Родине и любяшего всё, что с ней связано, даже если это безграмотность и грубоватый язык. Но следует понимать, что чрезмерное произвольное применение просторечий может ухудшить качество поэтической речи. Сниженная характеристика предметов и явлений, которая создаётся благодаря использованию таких оборотов, зачастую вредит художественности, формирует у читателя негативное впечатление об образе и произведении в целом. Стихи, перенасыщенные грубыми разговорными выражениями, не могут претендовать на литературность. Мы не рекомендуем полностью отказываться от просторечия, но советуем с осторожностью пользоваться подобными словами и конструкциями и следить за тем, чтобы они не разрушали благозвучие и красоту поэтической речи.