Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Просторечные выражения

Русский литературный и русский разговорный имеют ряд различий, но всё же не являются принципиально разными языками. Любой носитель без труда поймёт и того, кто использует просторечную лексику, и того, кто изъясняется посредством литературного стиля. Неудивительно, что обе этих формы языка взаимодействуют в различных своих проявлениях. Мы обнаруживаем реализацию норм литературного языка в тех областях, где это необязательно (например, в таком жанре, как рэп). Просторечные выражения, в свою очередь, проникают в литературу, широко встречаются в прозе и поэзии. Попробуем проанализировать это явление и выяснить, в чём его достоинства и недостатки.

Термин «просторечие» предложил русский и советский лингвист Д. Н. Ушаков. Учёный определял его как «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами». На сегодня под просторечной лексикой в науке понимают слова, обороты речи, грамматические конструкции, существующие в нелитературной разговорной речи и отклоняющиеся от принятых в языке норм. Чаще всего такие выражения употребляются малообразованными носителями языка. Следует отличать просторечные выражения от диалектизмов, которые распространены только в некоторых регионах, в то время как использовать просторечные обороты могут на всей территории, где проживают носители языка.

Исследователи выделяют два типа просторечных выражений – просторечия-1 и просторечия-2. Первая группа языковых средств – это традиционные слова и конструкции, использующиеся давно и имеющие диалектное происхождение. Чаще всего их использует пожилые люди с низким уровнем образования. Примеры слов этого типа: «побёг» (побежал), «транвай» (трамвай), «хочем» (хотим), «выпимши» (выпивший) и др.

Просторечия второго типа возникли сравнительно недавно и используются, в основном, молодёжью и людьми среднего возраста. Слова этой категории заимствуются из социальных, профессиональных жаргонов, арго и т. д. Вот несколько примеров таких слов: «возникать» (высказывать непрошенное мнение), «штука» (тысяча рублей), «зашквар» (позор), «придурок» (недалёкий человек) и др.

Преимущественно просторечная лексика распространена в устной речи, но встречается и в письменной форме, например, в личной переписке. В некоторых случаях такие выражения применяются и в других сферах языка. Например, представители СМИ или чиновники используют их для сближения со специфической аудиторией.

В литературе тоже можно встретить подобные обороты и предложения. Употреблённые в качестве художественного приёма они могут усиливать выразительность речи, придавать ей оригинальность и экспрессивность. Вложенные в уста персонажа – выходца из низких слоёв общества, обладающего невысоким уровнем культурности и образования, они добавят ему правдоподобности и колоритности. Очень часто просторечные выражения использовал С. А. Есенин. Вот несколько примеров из его стихотворений.

Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредёт мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающей одежды
Его чуть мокрая буланая губа.

«Голубень».

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживёт».

«Всё живое особой метой…».

И Лермонтов, тоску леча,
Нам рассказал про Азамата,
Как он за лошадь Казбича
Давал сестру заместо злата.

«На Кавказе».

В произведениях поэта просторечные слова кажутся уместными, поскольку они используются им намеренно. Автор задействует их согласно контексту и в нужных местах. В своих стихах Есенин выстраивал образ лирического героя, искренне преданного Родине и любяшего всё, что с ней связано, даже если это безграмотность и грубоватый язык. Но следует понимать, что чрезмерное произвольное применение просторечий может ухудшить качество поэтической речи. Сниженная характеристика предметов и явлений, которая создаётся благодаря использованию таких оборотов, зачастую вредит художественности, формирует у читателя негативное впечатление об образе и произведении в целом. Стихи, перенасыщенные грубыми разговорными выражениями, не могут претендовать на литературность. Мы не рекомендуем полностью отказываться от просторечия, но советуем с осторожностью пользоваться подобными словами и конструкциями и следить за тем, чтобы они не разрушали благозвучие и красоту поэтической речи.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах