Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Сергей Есенин

«Голубень» С. Есенин

В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт,
Трава поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.

С пустых лощин ползет дугою тощей
Сырой туман, курчаво свившись в мох,
И вечер, свецившись над речкою, полощет
Водою белой пальцы синих ног.

*

Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредет мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающей одежды
Его чуть мокрая буланая губа.

В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою,
Влекут меня незримые следы,
Погаснет день, мелькнув пятой златою,
И в короб лет улягутся труды.

*

Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
Холмы плешивые и слегшийся песок,
И пляшет сумрак в галочьей тревоге,
Согнув луну в пастушеский рожок.

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.

*

Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород.
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

*

Ночлег, ночлег, мне издавна знакома
Твоя попутная разымчивость в крови,
Хозяйка спит, а свежая солома
Примята ляжками вдовеющей любви.

Уже светает, краской тараканьей
Обведена божница по углу,
Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.

*

Опять передо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик.
Иные в сердце радости и боли,
И новый говор липнет на язык.

Водою зыбкой стынет синь во взорах,
Бредет мой конь, откинув удила,
И горстью смуглою листвы последний ворох
Кидает ветер вслед из подола.

Дата создания: 1916 г.

Анализ стихотворения Есенина «Голубень»

Произведение, заглавие которого стало названием поэтической книги, появилось в 1916 г. Оно состоит из шести эпизодов и объединено образом лирического героя – одинокого всадника, совершающего долгое неторопливое путешествие.

Первый фрагмент посвящен пейзажной теме. Ее открывает знаковая колористическая доминанта «заголубели» – цветовой символ родной земли, заявленный в поэтике Есенина. Образы, составляющие картину осеннего вечера, олицетворены: туман ползет, свиваясь кольцами, подобно змее. Структурируя две других природных детали, автор добивается эффекта максимальной персонификации. Речь идет об образах травы и вечера: первая занята сбором «меди» с кустов ракиты, а второй полощет в воде посиневшие от холода пальцы. Обе сценки детализированы, подчеркнуто натуралистичны.

Во второй главке субъект речи конкретизирует собственную позицию. Конная поездка не имеет видимой цели: романтик признается, что им движут неясные надежды и «незримые следы», оставленные неведомым созданием.

Автор продолжает живописать галерею причудливых персонифицированных образов. Медленно угасающий день, мелькающий златыми пятами, сумрак, пляшущий с луной-рожком, и небо, ведущее за собой облако-лошадь, – воображаемые персонажи динамичны и выразительны. Завершает оригинальный ряд образ дремлющей Руси. Поэт останавливает читательское внимание на руках героини, крепко вцепившихся в косогор.

Образ луны, согнутой в рожок, фигурирует еще в одном эпизоде. Здесь он претерпевает трансформацию, становясь сосудом, из которого капает масло.

Сгустившиеся сумерки лишают приоритета визуальные ориентиры, вызывая к жизни обонятельные и вкусовые ощущения: запах вянущего укропа и свежего хлеба, хруст огурцов. У путника появляется цель – найти ночлег и тепло.

Короткий отдых и случайная любовь ненадолго задерживают странника. Обстоятельства остановки обозначены яркими деталями, выхваченными из общего окружения: смятой соломой, рамкой тараканьего цвета, шумом дождя, метафорически уподобленного молитве.

Финальная главка возвращает лирический сюжет к пейзажной тематике, и кольцевая композиция создает впечатление бесконечности пути. Прошедший дождь вносит новые оттенки в картину «голубых полей», добавляя к синему, желто-золотому, меди и ржавчине «рдяный» солнечный свет. Замыкает стихотворный текст еще один олицетворенный образ: ветер, щедро закидывающий листьями всадника и коня.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах