«Беспорядки у феи» К. Бальмонт
Сегодня майские жуки
Не в меру были громки.
И позабыли червяки
Мне осветить потемки.Пошла бранить я Светляка,
Чтоб не давать поблажки.
Споткнулась вдруг у стебелька
Ромашки или кашки.И вот лежу я и гляжу,
Кто черный там крадется.
Никак ума не приложу,
А сердце бьется, бьется.И молвил кто-то грубо так:
«Послушай-ка, гляди-ка».
Тут лампочку зажег Светляк,
И вижу я – улитка.Ползет, расставила рога,
Вся мокрая такая.
«Ступай», – сказал Светляк, «в луга»,
Слегка ее толкая.А я ему: «Вина твоя!
Где был? В гостях у мухи?»
И в эту ночь заснула я
Совсем-совсем не в духе.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Фея».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Беспорядки у феи»
Константина Дмитриевича Бальмонта нельзя назвать детским поэтом, но, оставаясь в душе ребенком, он много и охотно писал для ребятишек. Забавное стихотворение «Беспорядки у феи» погружает и маленьких, и взрослых читателей в особый, фантазийный мир. Комический эффект стихотворения создается тем, что фея как волшебница, которой подвластно если не все, то многое, в бытовой ситуации оказывается растерянной, беспомощной и ведет себя как обычная не уверенная в себе женщина. Она досадует на беспорядок, создавшийся из-за небрежения ее подданных, и делится этой досадой с читателями.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «жуки были громки (иными словами, нарушали тишину)», «червяки позабыли», «улитка расставила рога»;
- инверсию – «позабыли червяки», «пошла бранить я», «лежу я», «молвил кто-то», «зажег Светляк» – для создания акцента на персонажах и гармоничной рифмовки;
- слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «стебелек», «лампочка», призванные подчеркнуть миниатюрность персонажей и антуража происходящего;
- ряды однородных членов предложения – «ромашки, кашки», «лежу, гляжу», «ползет, расставила»;
- лексический повтор – «сердце бьется, бьется», «совсем-совсем», этот прием используется для усиления впечатления;
- эллипсис – «вижу я – (это) улитка», позволяющий выстроить стихотворный размер;
- цитирование – «Ступай… в луга…», «Вина твоя…» – оно делает изложение достоверным;
- риторическое восклицание – «Вина твоя!»;
- вопросительные предложения – «Где был? В гостях у мухи?», носящие характер упрека нерадивому «осветителю»;
- лексику высокого стиля – «молвил»;
- лексику разговорного стиля – «послушай-ка», «гляди-ка»;
- фразеологизмы – «ума не приложу» – то есть «не соображу, не могу догадаться», «не в духе» – значит «не в настроении, недовольной»;
- аллитерацию – «лежу… гляжу» – повторение звонких шипящих звуков создает звуковой акцент в нужном месте;
- метафору – «Светляк зажег лампочку».
Персонажи стихотворения миниатюрны, но они проявляют свойства, характерные для людей. Очевидно, Светляк несет особую ответственность, что отражает написание его имени с заглавной буквы.
Интригу создает именно темнота: во мраке ночи создалась ситуация, напугавшая повелительницу букашек. Поэт очеловечивает насекомых, наделяя их людскими качествами – страхом, леностью, гневливостью, лукавством, непослушанием, чтобы в очередной раз создать акцент на этих пороках в форме, доступной для детского восприятия.