«Буря» Н. Языков
Громадные тучи нависли широко
Над морем и скрыли блистательный день.
И в синюю бездну спустилась глубоко
И в ней улеглася тяжелая тень;
Но бездна морская уже негодует,
Ей хочется света, и ропщет она,
И скоро, могучая, встанет, грозна,
Пространно и громко она забушует.Великую силу уже подымая,
Полки она строит из водных громад,
И вал-великан, головою качая,
Становится в ряд, и ряды говорят;
И вот, свои смуглые лица нахмуря
И белые гребни колебля, они
Идут. В черных тучах блеснули огни,
И гром загудел. Начинается буря.
1839 г., Ницца Приморская. Предместие Мраморного Креста.
Анализ стихотворения Языкова «Буря»
Стихотворение Н. М. Языкова «Буря» написано в 1839 году в Ницце, куда он отправился на лечение. Смятенное состояние природы удивительным образом отражает широту натуры и необузданность самого поэта. В этом стихотворении море является ключевым романтическим образом, символом свободы, вечной изменчивости внутреннего мира человека, его жизненных испытаний, осуществленного идеала. В каком-то смысле море выступает отражением национального характера.
В изложении Языкова море – разрушительная и роковая стихия. Буйство непогоды, неукротимая сила с морских волн – мрачная и величественная картина. Стихотворение описывает пустынный морской пейзаж, и для передачи действия, своего состояния автору просто необходимы олицетворения, они довольно часты – «тучи скрыли», «тень улеглася», «бездна негодует, ропщет, хочет, встанет, строит, забушует», «вал, головою качая, становится в ряд», «ряды говорят, нахмуря … лица, идут» – и придают произведению звучную торжественность.
Для описания красоты морских просторов и в штиль, и в непогоду автор использует эпитеты – «блистательный день», «синяя бездна, …могучая, грозна», «тяжелая тень», «великая сила», метонимию – «бездна морская», «скрыли… день», «строит полки», метафору – «смуглые лица» валов.
Стихотворение ярко описывает последние минуты перед грозой. Прием инверсии – «спустилась …и улеглася тяжелая тень», «нависли широко», «бездна морская», «ропщет она», «блеснули огни», «начинается буря» – использован для более выпуклого изображения морского простора.
Автор описывает метафорическое противостояние бездны, стремящейся к свету, и накрывшей ее тени – и бездна стремится исторгнуть эту тень. Скрытая антитеза служит для нагнетания психологического напряжения, с ее помощью автор делает акцент на значении происходящего перед глазами зрителя грандиозного спектакля. На сцене – олицетворенная бездна, как грозный полководец, строит могучее морское воинство, составленное из валов-великанов с плюмажами белых гребней. Блеснувшие огни и гудение грома довершают впечатляющую картину.
В произведении не содержится конфликта, нет лирического героя, буря скорее является отражением его внутреннего состояния. Стихотворение заставляет испытать страх перед неизвестным, задуматься о том, как ничтожен человек перед великой силой стихии, способной все смести на своем пути и угрожающей самому его существованию.