«С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко…» А. Толстой
* * * С тех пор как я один, с тех пор как ты далёко,
В тревожном полусне когда забудусь я,
Светлей моей души недремлющее око
И близость явственней духовная твоя.Сестра моей души! с улыбкою участья
Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,
И я, исполненный мучительного счастья,
Любящий чую взор в тревожном полусне.O, если в этот час ты также им объята,
Мы думою, скажи, проникнуты ль одной?
И видится ль тебе туманный образ брата,
С улыбкой грустною склонённый над тобой?
<1858>
Анализ стихотворения Толстого «С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…»
Духовное родство – основа романтических отношений влюбленной пары в трактовке толстовской лирики. Божественная природа любви несомненна: земные проявления высокого чувства являются «отблесками вечной красоты», осколками раздробленного идеала. Истинное счастье ждет по ту сторону физического бытия, где души героев станут частью «цепи бесконечной» или сольются в широкое море космоса любви.
О нежности и искренности гармоничных отношений говорится в стихотворении 1858 г. Стремясь подчеркнуть приоритет духовной составляющей в интимных переживаниях, поэт обращается к лексемам «сестра» и «брат».
Зачин четко указывает на обстоятельства лирической ситуации: влюбленный, оставшийся в одиночестве, остро переживает разлуку. Чтобы ощутить духовную связь с адресатом, герою необходимо пребывать в особом состоянии. Автор именует его «тревожный полусон», обозначая оригинальной формулой существование между бодрствованием и сном, время активизации внутреннего «недремлющего ока». Описание, созданное классиком, современный читатель может сравнить с медитацией: оба процесса ведут к просветлению, всплеску положительных ощущений, чувству сопричастности тайнам бытия.
Какие видения являются герою в минуты максимального сосредоточения душевных сил? Его внутреннее зрение изображает портрет возлюбленной. Облик избранницы тих и кроток, улыбка полна сочувствия, а взгляд – любви. Противоречивая эмоциональная реакция лирического «я» обозначена конструкцией «мучительное счастье», основанной на оксюмороне.
Содержание финального четверостишия выражено парой риторических вопросов, адресованных возлюбленной. Герой надеется, что мысли милой созвучны его собственным думам. Вера в исключительные свойства «таинственного полусна» порождает воодушевляющую идею: если пара мобилизует внутренние силы одновременно, она сможет преодолеть физическое расстояние и встретиться на ментально-духовном уровне.
Отображая зеркальную ситуацию, когда медитация осуществляется адресатом, субъект речи создает собственный автопортрет. Он гармонирует с обликом героини: главными деталями мужской версии становятся грустная улыбка и туманный ореол, окружающий видение.
Процесс погружения в глубины души, как в прозрачную озерную воду, изображен в тексте «Порой, среди забот и жизненного шума…» Опираясь на сравнение, автор разворачивает иносказательную картину: лик избранницы отражается в водной глади, а на дне лежит клад – «любви сокровища».