«Бьют женщину» А. Вознесенский
Бьют женщину. Блестит белок. В машине темень и жара. И бьются ноги в потолок, как белые прожектора! Бьют женщину. Так бьют рабынь. Она в заплаканной красе срывает ручку, как рубильник, выбрасываясь на шоссе! И взвизгивали тормоза. К ней подбегали, тормоша. И волочили и лупили лицом по лугу и крапиве… Подонок, как он бил подробно, стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг! Вонзался в дышащие рёбра ботинок узкий, как утюг. О, упоенье оккупанта, изыски деревенщины… У поворота на Купавну бьют женщину. Бьют женщину. Веками бьют, бьют юность, бьёт торжественно набата свадебного гуд, бьют женщину. А от жаровен сквозь уют горящие затрещины? Не любят – бьют, и любят – бьют, бьют женщину. Но чист её высокий свет, отважный и божественный. Религий – нет, знамений – нет. Есть Женщина!.. …Она как озеро лежала, стояли очи как вода, и не ему принадлежала, как просека или звезда, и звёзды по небу стучали, как дождь о чёрное стекло, и, скатываясь, остужали её горячее чело.
1960 г.
Анализ стихотворения
В XIX веке тема нелёгкой женской доли уже освещалась в русской поэзии Н. А. Некрасовым. Спустя сто лет этот вопрос снова был поднят. На этот раз об этом заговорил советский поэт Андрей Андреевич Вознесенский в 1960 году в стихотворении «Бьют женщину».
В начале произведения перед читателем предстаёт ужасная картина. Ночь, дождь, по мокрому шоссе движется автомобиль, в котором мужчина наносит удары женщине. Останется неясным, кто этот мужчина, хотя автор и обрисует его облик («стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг!»). Женщина же в стихотворении предстаёт воплощением всех русских женщин.
Основной приём, который подчёркивает идею воплощённости, – эпифора. Каждый эпизод произведения раскрывает одну сторону жизни женщины в России и заканчивается фразой-итогом – «Бьют женщину». Помимо непосредственного рукоприкладства со стороны мужчин, автор затрагивает самые разные события, например, свадьбу, которая означала смерть юности:
Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьет торжественно
набата свадебного гуд…
Не менее угнетают личность женщины ежедневные заботы («А от жаровен на щеках горящие затрещины?») и монотонный быт. Однако при всех злоключениях женская душа всё равно остаётся чистой, и это поражает автора. Он восклицает:
Но чист ее высокий свет,
отважный и божественный.
Религий – нет, знамений – нет.
Есть Женщина!..
Поэт ставит героиню в один ряд с явлениями природы, сравнивая её с озером, глаза – с водой. Таким образом, женский образ становится ближе к миру стихий.
Интересна палитра произведения. Когда автор повествует о тех вещах, которые негативно влияют на героиню, «бьют женщину», он использует мрачные краски:
Бьют женщину. Блестит белок.
В машине темень и жара.
В этом отрывке присутствует аллитерация. Повторение звука «б» напоминает о звуке глухих ударов. Аллитерация встречается и в других фрагментах стихотворения. Повествуя о быте, поэт использует слова с шипящими согласными, которые передают типичные звуки, доносящиеся из кухни, – «мещанство». «ещё», «затрещины», «горящие».
Когда же автор описывает облик женщины, то применяет для этого яркие образы. Её ноги он сравнивает с прожекторами, до того светлая её кожа. Для изображения лица использованы устаревшие «очи» и «чело», что отсылает читателя к старине.
Финал произведения печален. Автор рисует ночной пейзаж, наполненный звуками и красками:
и звезды по небу стучали,
как дождь о черное стекло…
По фразе «стояли очи как вода» мы понимаем, что злодей добился своего, и женщина умерла. Но её душа теперь освободилась. Она принадлежит природе, вечности, но никак не человеческому миру. Поэтому последние строки так спокойны и торжественны.
Автор: Андрей Вознесенский