«Бабочка газа» И. Анненский
Скажите, что сталось со мной?
Что сердце так жарко забилось?
Какое безумье волной
Сквозь камень привычки пробилось?В нем сила иль мука моя,
В волненьи не чувствую сразу:
С мерцающих строк бытия
Ловлю я забытую фразу…Фонарь свой не водит ли тать
По скопищу литер унылых?
Мне фразы нельзя не читать.
Но к ней я вернуться не в силах…Не вспыхнуть ей было невмочь,
Но мрак она только тревожит:
Так бабочка газа всю ночь
Дрожит, а сорваться не может…
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Размётанные листы».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Бабочка газа»
Написанное в начале XX века стихотворение «Бабочка газа» содержит дерзкое переосмысление природы литературного творчества. В это время тяготеющий к символизму И. Ф. Анненский мучительно ищет место поэзии в жизни общества, и в процессе этих поисков фактически создает другую реальность.
Лирический герой, с которым ассоциирован сам автор, не понимает, что с ним происходит, он чувствует неясную тревогу, невозможность жить и творить¸ как прежде, необходимость слома старого жизненного уклада.
Стихотворение наполняют следующие средства художественной выразительности:
- риторические вопросы – «что сталось … ?», «Что … забилось?», «Какое безумье…?», «Фонарь ли…?» – автор с надеждой обращается к читателю, пытаясь найти хотя бы формальные ответы, преодолеть внутреннее напряжение;
- метафоры разного вида – «жарко забилось (резкая метафора)», «пробилось волной (овеществляющая метафора, сравнение)», «камень привычки (устоявшиеся представления)», «строки бытия (отвлеченная метафора)», «бабочка газа (напоминающее бабочку и одновременно душу поэта пламя газовой горелки)»;
- олицетворения – «безумье пробилось», «фразе вспыхнуть невмочь, она … тревожит», «ловлю фразу» – помогают поэту точнее выразить свои чувства, приблизить читателя к себе;
- эпитеты – «мерцающие строки» «унылые литеры» – отражают атмосферу неопределенности, меланхолии;
- архаизм – «тать» – вор, преступник, в контексте речи это слово символизирует тайную, непонятной природы силу, побуждающую искать скрытые смыслы бытия;
- инверсия – «водит ли тать», «литер унылых», «мука моя» – помогает сделать смысловой акцент на последнем слове каждого высказывания;
- антитеза – «дрожит – а не может» – оформляет противоречие между предопределенностью и страхом;
- контекстуальные антонимы – «сила – мука»;
- многочисленные умолчания – «ловлю я … фразу…», «я вернуться не в силах…», «сорваться не может…» – посредством которых автор приглашает читателя домыслить его философские посылы.
Горящий газ вовсе не атрибут обычного городского фонаря – он становится символом поэтических переживаний, метаний автора. Трепетание язычка пламени, живущее своей, особенной жизнью, схоже с биением человеческого сердца, мелким лихорадочным пульсированием. Но этот газ не имеет ничего общего фонарем в руках татя – там как раз все определенно.