«Табор шёл. Вверху сверкали звёзды…» А. Блок
* * * Цыгане шумною толпой
По Бессарабии кочуют…Табор шел. Вверху сверкали звезды.
Кончил он тяжелый, трудный путь,
Кончил буйной прихоти наезды
И, усталый, жаждал отдохнуть.
Но в сердцах еще играла дико
Кровь, и темный лес гремел,
Пробужденный звоном, свистом, криком,
На веселье сумрачно глядел.
Так кончали буйные цыгане
Дикой, звонкой прихоти наезд…
В высоте, на темном океане
Меркли, гасли легионы звезд.
22 августа 1898 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения А. Блока «Табор шел…»
Стихотворение «Табор шел. Вверху сверкали звезды…» написано в августе 1898 года вчерашним гимназистом. В произведении еще слабо просматриваются черты символизма, крупнейшим представителем которого Блок станет буквально через несколько лет. Стихотворение представляет собой жанровую зарисовку, тема которой навеяна строками великого Пушкина.
Цыганская романтика, как и идея смутно понимаемой свободы, всегда являлась излюбленной темой поэтического творчества. Вот и А. Блок взял в качестве эпиграфа первые строки пушкинской поэмы «Цыганы». Цыганская среда часто идеализируется, и не только в литературе. Это притягательный для городского жителя мир – мир, где много детей, всегда шумно и весело, где никто не знает ни в чем отказа, где любой человек естественен, эмоционален, обладает сильной интуицией и сильным, цельным, противоречивым характером.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «сверкали звезды», «кончил он», «играла кровь», «кончали цыгане», «гасли легионы», формирующую метрику стиха;
- синонимы – «тяжелый, трудный», «меркли, гасли» – позволяют расцветить речь, точнее выразить авторскую мысль;
- антонимы – «сверкали – гасли» – читателю позволяют оценить длительность ночного веселья;
- эпитеты – «буйная прихоть», «дикая, звонкая прихоть» – подчеркивают удаль, непредсказуемость цыганского характера;
- метафоры – «наезды прихоти (приступы, приливы вздорного желания)», «легионы звезд», «кровь играла в сердцах (то есть не спадало возбуждение, не угасали чувства)»;
- олицетворения – «усталый табор жаждал отдохнуть», «кровь играла», «лес гремел, глядел», придают тексту живость, полнокровность;
- ряд однородных членов предложения – «звоном, свистом, криком»;
- перифраз – «темный океан», то есть бескрайнее ночное небо.
Считалось, что для цыган характерно то, что воспевали и к чему стремились в обыденной жизни многие поэты Серебряного века – свобода самореализации, самовыражение свободных от условностей людей, не связанных обязательствами, действующими под влиянием импульса.
Темный лес, завистливо глядящий на плясунов, символизирует косный обывательский мир. Цыгане – противопоставленную ему необузданную первобытную стихию. В произведении сквозит юношеское восхищение этими «детьми природы», способными веселиться всю ночь после утомительного дневного путешествия.