Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Кольцов, Анализ стихотворений

«Жизнь» А. Кольцов

(Дума)

Умом легко нам свет обнять;
В нём мыслью вольной мы летаем:
Что не дано нам понимать —
Мы всё как будто понимаем.

И резко судим обо всём,
С веков покрова не снимая;
Дошло — что людям нипочём
Сказать: вот тайна мировая.

Как свет стоит, до этих пор
Всего мы много пережили:
Страстей мы видели напор;
За царством царство схоронили.

Живя, проникли глубоко
В тайник природы чудотворной;
Одни познанья взяли мы легко,
Другие — силою упорной…

Но всё ж успех наш невелик.
Что до преданий? — мы не знаем.
Вперёд что будет — кто проник?
Что мы теперь? — не разгадаем.

Один лишь опыт говорит,
Что прежде нас здесь люди жили —
И мы живём — и будут жить.
Вот каковы все наши были!..

Анализ стихотворения Кольцова «Жизнь»

Стихотворение «Жизнь» написано в октябре 1841 года. Оно является попыткой зрелого осмысления роли России в истории, попыткой поэтического философского обобщения проблем познавательной деятельности и самой жизни. Смертельно больной поэт пытается, тем не менее, уяснить мировые проблемы, определить природу процесса познания.

Произведение включает следующие выразительные средства:

  • инверсию – «легко нам свет обнять», «один лишь опыт», «всего мы много пережили», которая в основном помогает решить проблемы рифмовки – в стихотворении автор использует преимущественно глагольные рифмы;
  • эпитеты – «вольная мысль», «тайна мировая», «чудотворная природа», «упорная сила», позволяющие охарактеризовать явления одним точным штрихом;
  • метафоры – «покров веков», «умом свет обнять», «летаем мыслью», «напор страстей», «тайник природы»;
  • синекдоху – «царство схоронили», «взяли познанья», позволяющую ухватить суть явлений;
  • антитезу — «не дано … понимать – мы все как будто понимаем», содержащую ключевые слова «все» и «как будто» — это скрытая авторская ирония, так как все и всё понимать ни при каких обстоятельствах не могут;
  • эллипсис – «дошло (до того, что) – что людям нипочем сказать…», «(с тех пор) как свет стоит», «мы живем – и (другие люди) будут жить», «кто (в это) проник?» — позволяет вычленить главную часть фразы, не рассеивая внимание читателя;
  • умолчание — «одни познанья взяли … легко, другие – силою …» — содержит авторский намек на необходимость избирательного подхода к качеству знаний, их значимости;
  • олицетворение – «опыт говорит»;
  • вопросно-ответную форму изложения: «Что до преданий? — мы не знаем», «Что мы теперь? — не разгадаем»;
  • оформляющее ее риторическое восклицание — «Вот каковы … были!..»;
  • и риторические вопросы — «Что до преданий?», «…кто проник?», «Что мы теперь?».

Оборот «вольный полет мысли» — это иносказательное название поверхностности суждений, создающей иллюзию всезнания. В рамках стихотворения Алексей Васильевич осуждает склонность людей к безосновательным скоропалительным выводам: «людям нипочем (то есть ничего не стоит, легко) сказать: вот тайна мировая». Он призывает к аналитическому, вдумчивому подходу ко всему, призывает за обилием событий видеть главное. Поэт также подчеркивает преемственность русской идентичности – «… жили – мы живем – будут жить» — и ее уникальность – «Вот каковы все наши были!»

Стихотворение чрезвычайно актуально в наши дни господства «клипового» мышления и неглубокого подхода к сложнейшим историческим процессам, в эпоху дилетантизма и обилия «диванных критиков», черпающих информацию исключительно из интернета.


Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах