«Новгород» Д. Веневитинов
(Посвящено к<няжне> А. И. Т<рубецкой>)«Валяй, ямщик, да говори,
Далеко ль Новград?» – «Недалеко,
Версты четыре или три.
Вон видишь что-то там высоко,
Как черный лес издалека…»
– «Ну, вижу; это облака».
– «Нет! Это новградские кровли».
Ты ль предо мной, о древний град
Свободы, славы и торговли!
Как живо сердцу говорят
Холмы разбросанных обломков!
Не смолкли в них твои дела,
И слава предков перешла
В уста правдивые потомков.
«Ну, тройка! духом донесла!»
– «Потише. Где собор Софийской?»
– «Собор отсюда, барин, близко.
Вот улица, да влево две,
А там найдешь уж сам собою,
И крест на золотой главе
Уж будет прямо пред тобою».
Везде былого свежий след!
Века прошли… но их полет
Промчался здесь, не разрушая.
«Ямщик! Где площадь вечевая?»
– «Прозванья этого здесь нет…»
– «Как нет?» – «А, площадь? Недалеко:
За этой улицей широкой.
Вот площадь. Видишь шесть столбов?
По сказкам наших стариков,
На сих столбах висел когда-то
Огромный колокол, но он
Давно отсюда увезен».
– «Молчи, мой друг; здесь место свято:
Здесь воздух чище и вольней!
Потише!.. Нет, ступай скорей:
Чего ищу я здесь, безумный?
Где Волхов?» – «Вот перед тобой
Течет под этою горой…»
Всё так же он, волною шумной
Играя, весело бежит!..
Он о минувшем не грустит.
Так всё здесь близко, как и прежде…
Теперь ты сам ответствуй мне,
О Новград! В вековой одежде
Ты предо мной, как в седине,
Бессмертных витязей ровесник.
Твой прах гласит, как бдящий вестник,
О непробудной старине.
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или к кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?
Когда твой меч, гроза соседа,
Карал и рыцарей, и шведа,
И эта гордая волна
Носила дань войны жестокой?
Скажи, где эти времена?
Они далёко, ах, далёко!
1826 г.
Анализ стихотворения Д. В. Веневитинова «Новгород»
Стихотворение «Новгород» увидело свет в 1826 году. Оно написано в жанре гражданской лирики и имеет глубокое философское наполнение. Произведение пронизано трагическими настроениями – автор скорбит о великом прошлом великой страны.
Дмитрий Владимирович вводит в него такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – «Ты ль предо мной!», «…живо говорят!», «Ну, тройка!», «духом донесла!», «Везде былого след!», «воздух чище и вольней!», «О Новград!», «… ах, далёко!» – отражают воодушевление, экспрессию лирического героя;
- риторические вопросы – «Где времена … славы?», «где эти времена?» – примета глубоких раздумий автора о прошлом;
- обращения – «ямщик», «о древний град …», «барин», «мой друг», «Новград» – обозначают персонажей произведения, в число которых входит и город;
- ряды однородных членов предложения – «валяй да говори», «свободы, славы и торговли»;
- архаизмы – «град», «глава»;
- сравнения – «что-то, как лес», «в одежде, как в седине», «гласит, как вестник», «звуча медью»;
- метафоры – «холмы обломков», «(единым) духом донесла» – значит «мгновенно», «волной играя», «бич князей», «гроза соседа»;
- олицетворения – «холмы говорят сердцу», «дела не смолкли в обломках», «слава перешла в уста», «полет веков», «гордая волна» – помогают автору точнее выразить мысль, наглядно отобразить явления;
- инверсию – «не смолкли дела», «уста правдивые потомков», «площадь вечевая», «за улицей широкой», «висел колокол», «витязей ровесник», «город величавый», «войны жестокой» – которая выделяет ключевые слова;
- эпитеты – «свежий след», вековая одежда», «бессмертные витязи», «бдящий (внимательно наблюдающий) вестник», «непробудная старина», «величавый город», «цветущая слава», «бурное вече», «кровавая сеча»;
- умолчания – «века прошли…», «близко, как и прежде…» – указывают на то, что автор додумывает мысль и приглашает читателя сделать то же;
- катахрезу – «весело бежит»;
- многосоюзие – «и рыцарей, и шведа», выделяющее оба слова одновременно, причем оно включает в себя синекдоху «швед» – подмену понятий по схеме «общее – часть»;
- лексический повтор – «далёко, ах, далёко» – также используется для выделения ключевого слова;
- перифраз – «дань войны», то есть жертва, принесенная войне – подразумеваются тела погибших в бою воинов;
- синтаксический параллелизм – «Когда твой голос… сзывал?», «Когда твой меч … карал?»;
- антонимы – «предки – потомки» – обозначают историческую связь явлений.
Русский поэт-патриот напоминает нам о славных страницах российской истории и о преемственности, которая помогает сохранить наши корни, нравственные законы и волнующее предчувствие будущего.