Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Дмитрий Веневитинов

«Новгород» Д. Веневитинов

(Посвящено к<няжне> А. И. Т<рубецкой>)

«Валяй, ямщик, да говори,
Далеко ль Новград?» – «Недалеко,
Версты четыре или три.
Вон видишь что-то там высоко,
Как черный лес издалека…»
– «Ну, вижу; это облака».
– «Нет! Это новградские кровли».
Ты ль предо мной, о древний град
Свободы, славы и торговли!
Как живо сердцу говорят
Холмы разбросанных обломков!
Не смолкли в них твои дела,
И слава предков перешла
В уста правдивые потомков.
«Ну, тройка! духом донесла!»
– «Потише. Где собор Софийской?»
– «Собор отсюда, барин, близко.
Вот улица, да влево две,
А там найдешь уж сам собою,
И крест на золотой главе
Уж будет прямо пред тобою».
Везде былого свежий след!
Века прошли… но их полет
Промчался здесь, не разрушая.
«Ямщик! Где площадь вечевая?»
– «Прозванья этого здесь нет…»
– «Как нет?» – «А, площадь? Недалеко:
За этой улицей широкой.
Вот площадь. Видишь шесть столбов?
По сказкам наших стариков,
На сих столбах висел когда-то
Огромный колокол, но он
Давно отсюда увезен».
– «Молчи, мой друг; здесь место свято:
Здесь воздух чище и вольней!
Потише!.. Нет, ступай скорей:
Чего ищу я здесь, безумный?
Где Волхов?» – «Вот перед тобой
Течет под этою горой…»
Всё так же он, волною шумной
Играя, весело бежит!..
Он о минувшем не грустит.
Так всё здесь близко, как и прежде…
Теперь ты сам ответствуй мне,
О Новград! В вековой одежде
Ты предо мной, как в седине,
Бессмертных витязей ровесник.
Твой прах гласит, как бдящий вестник,
О непробудной старине.
Ответствуй, город величавый:
Где времена цветущей славы,
Когда твой голос, бич князей,
Звуча здесь медью в бурном вече,
К суду или к кровавой сече
Сзывал послушных сыновей?
Когда твой меч, гроза соседа,
Карал и рыцарей, и шведа,
И эта гордая волна
Носила дань войны жестокой?
Скажи, где эти времена?
Они далёко, ах, далёко!

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Д. В. Веневитинова «Новгород»

Стихотворение «Новгород» увидело свет в 1826 году. Оно написано в жанре гражданской лирики и имеет глубокое философское наполнение. Произведение пронизано трагическими настроениями – автор скорбит о великом прошлом великой страны.

Дмитрий Владимирович вводит в него такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – «Ты ль предо мной!», «…живо говорят!», «Ну, тройка!», «духом донесла!», «Везде былого след!», «воздух чище и вольней!», «О Новград!», «… ах, далёко!» – отражают воодушевление, экспрессию лирического героя;
  • риторические вопросы – «Где времена … славы?», «где эти времена?» – примета глубоких раздумий автора о прошлом;
  • обращения – «ямщик», «о древний град …», «барин», «мой друг», «Новград» – обозначают персонажей произведения, в число которых входит и город;
  • ряды однородных членов предложения – «валяй да говори», «свободы, славы и торговли»;
  • архаизмы – «град», «глава»;
  • сравнения – «что-то, как лес», «в одежде, как в седине», «гласит, как вестник», «звуча медью»;
  • метафоры – «холмы обломков», «(единым) духом донесла» – значит «мгновенно», «волной играя», «бич князей», «гроза соседа»;
  • олицетворения – «холмы говорят сердцу», «дела не смолкли в обломках», «слава перешла в уста», «полет веков», «гордая волна» – помогают автору точнее выразить мысль, наглядно отобразить явления;
  • инверсию – «не смолкли дела», «уста правдивые потомков», «площадь вечевая», «за улицей широкой», «висел колокол», «витязей ровесник», «город величавый», «войны жестокой» – которая выделяет ключевые слова;
  • эпитеты – «свежий след», вековая одежда», «бессмертные витязи», «бдящий (внимательно наблюдающий) вестник», «непробудная старина», «величавый город», «цветущая слава», «бурное вече», «кровавая сеча»;
  • умолчания – «века прошли…», «близко, как и прежде…» – указывают на то, что автор додумывает мысль и приглашает читателя сделать то же;
  • катахрезу – «весело бежит»;
  • многосоюзие – «и рыцарей, и шведа», выделяющее оба слова одновременно, причем оно включает в себя синекдоху «швед» – подмену понятий по схеме «общее – часть»;
  • лексический повтор – «далёко, ах, далёко» – также используется для выделения ключевого слова;
  • перифраз – «дань войны», то есть жертва, принесенная войне – подразумеваются тела погибших в бою воинов;
  • синтаксический параллелизм – «Когда твой голос… сзывал?», «Когда твой меч … карал?»;
  • антонимы – «предки – потомки» – обозначают историческую связь явлений.

Русский поэт-патриот напоминает нам о славных страницах российской истории и о преемственности, которая помогает сохранить наши корни, нравственные законы и волнующее предчувствие будущего.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийОтделение второе


Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 г., но предпочитала отмечать день рождения 9-го числа, связывая дату своего появления на свет с днём поминовения Иоанна Богослова… #Цветаева

8 октября 1893 г. умер Алексей Плещеев, которому приписывается стихотворение «Осень наступила, высохли цветы…». А вот «Уж тает снег, бегут ручьи…» и «Сельская песня (Травка зеленеет…)» точно вышли из под пера Алексея Плещеева.

Целая авоська готики, мистики, средневековья в стихах Мирры Лохвицкой (1869–1905): «В вечном страхе», «Колдунья», «Ночь перед пыткой», «Одержимая», «Магический жезл», «Отрава мира», драмы «На пути к востоку», «Вандэлин», «Бессмертная любовь», «In nomine Domini» #готика, #стихи


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах