«Я ненавижу человечество…» К. Бальмонт
* * * Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг – до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Проклятия».
Анализ стихотворения Бальмонта «Я ненавижу человечество…»
В сборнике «Только любовь», который увидел свет в 1903 году, есть раздел, названный «Проклятия». Эпиграфом этому циклу служит фраза из поэмы Перси Биши Шелли «Освобожденный Прометей»: «Любовь, которая превращается в ненависть». Эта цитата как нельзя лучше передает настроение стихотворений раздела. Кульминацией их является «Я ненавижу человечество…», произведение, в котором автор словами лирического героя сознается в мизантропии.
Это гневное признание – не первое стихотворение, где в уста героя автор вкладывает крамольные речи. В самом деле, может ли поэт ненавидеть людей? Тех, кто жадно ждет его строк и ищет встречи, как было с многочисленными поклонниками творчества Константина Дмитриевича. Однако иногда даже они вызывают у поэта отвращение.
Известно, что в начале XX века К. Д. Бальмонт был вынужден отправиться в путешествие. По сути, это была ссылки из-за антиправительственных выступлений поэта, предпринятых им накануне. Так, в своем отечестве он был отвергнут. На чувство горечи и унижения наложилось и разочарование от черствости и глупости толпы, которую поэт встретил в эмиграции.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Так теперь Константин Дмитриевич характеризует свои связи с родиной.
По всей видимости, именно поэтому героем этого цикла является Прометей. Однако образ бальмонтовского героя сильно отличается от персонажа древнегреческих мифов. У Бальмонта он – разочарованный своим творением создатель, отвернувшийся от него. Людское общество представляется герою предсказуемым, унылым:
С людьми скучаю до безмерности,
Одно и то же вижу в них.
Что же притягивает и радует героя, а заодно и автора стихотворения? Ответ простой – поэт влюблен в поэзию, и теперь не имеет значения, для кого она предназначена. Случайности, неожиданность, внезапное движение души – вот, что теперь важно.
Нужно сказать, что этот мотив самодовольного отречения от всего человеческого уже не впервые звучит в творчестве К. Д. Бальмонта. В таких произведениях из книги «Только любовь», как «Жар-птица», «Довольно», «Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?» и др., уже провозглашал свое отличие и превосходство над обычными людьми. Так почему же они входят в сборник с таким плохо сочетающимся с эгоистическими настроениями названием? Представляется, что, по мнению поэта, даже такие жестокие слова и мысли являются важным инструментом и способны пробудить в читателях добрые качества.