«Эпилог» И. Северянин
IЯ, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провёл.
Я покорил Литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот – я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а – месть.– Я одинок в своей задаче! –
Презренно я провозгласил.
Они пришли ко мне, кто зрячи,
И, дав восторг, не дали сил.Нас стало четверо, но сила
Моя, единая, росла.
Она поддержки не просила
И не мужала от числа.Она росла, в своём единстве
Самодержавна и горда, –
И, в чаровом самоубийстве,
Шатнулась в мой шатёр орда…От снегоскалого гипноза
Бежали двое в тлень болот;
У каждого в плече заноза, –
Зане болезнен беглых взлёт.Я их приветил: я умею
Приветить всё, – божи, Привет!
Лети, голубка, смело к змею!
Змея! обвей орла в ответ!IIЯ выполнил свою задачу,
Литературу покорив.
Бросаю сильным на удачу
Завоевателя порыв.Но даровав толпе холопов
Значенье собственного «я»,
От пыли отряхаю обувь,
И вновь в простор – стезя моя.Схожу насмешливо с престола
И ныне, светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы,
Презрев ошеломленный Рим.Я изнемог от льстивой свиты,
И по природе я взалкал.
Мечты с цветами перевиты,
Росой накаплен мой бокал.Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечется в Примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив!Не ученик и не учитель,
Великих друг, ничтожных брат,
Иду туда, где вдохновитель
Моих исканий – говор хат.До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдёт, как солнце,
Моя вселенская душа!
Октябрь 1912 г.
Анализ стихотворения Северянина «Эпилог»
Стихотворение «Я гений…» – пожалуй, самое известное произведение Северянина – написано в октябре 1912 года. Это время, когда популярность Игоря Васильевича достигает своего пика.
Явные ноты самолюбования можно объяснить тем, что стихотворение написано двадцатипятилетним тщеславным человеком, на которого обрушилась литературная слава. Тем более примечательным является ощущение пресыщенности, усталости от экзальтации и ажиотажа, который вызывала его личность.
Выбор средств художественной выразительности, порой затрудняющих восприятие, отражает яркую индивидуальность поэта. Они тесно переплетаются и трансформируются друг в друга. Это:
- авторские неологизмы – «оэкранен (размещен на всех экранах)», «повсеградно (во всех городах)», «повсесердно (во всех сердцах)», «взорлил (вознесся как орел)», «прозренно (провидчески)», «чаровое (спровоцированное чарами)», «снегоскалый (с белым, как снег, оскалом зубов)», «божи (призыв действовать именем Бога)», «отряхаю (отряхиваю)», «накаплен (наполнен по капле)», «беззаконец (беззаконие, произвол)» – «визитная карточка» его творческой манеры;
- многочисленные яркие метафоры – «упоен победой», «тлен болот», «толпа холопов», «взалкал по природе», «вдохновитель исканий», «говор хат», «бросаю порыв»;
- многочисленные риторические восклицания – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Я вижу …! Я слышу…!», «До долгой встречи!», «… взойдет … душа!» – передающие экспрессию произведения;
- инверсия – «сила моя, единая», «черту упорную», «не его отверг», «беглых взлет»;
- гиперболы – «гений Игорь Северянин», «я покорил литературу»;
- синекдоха – «покорил литературу», «дав восторг», «бросаю порыв», «презрев Рим», «изнемог от свиты», «прояснили мозг», «взалкал (в контексте фразы – затосковал) по природе», «одинок в … задаче», «даровав значенье», «влечется в примитив (стремится к простоте)»;
- удивительные эпитеты – «гремящий я», «упорная черта», «единая сила, самодержавна сила», «чаровое самоубийство», «снегоскалый гипноз», «светлый пилигрим», «застенчивые долы», «ошеломленный Рим», «льстивая свита», «вселенская душа», прилагательное «липовый» здесь употребляется в прямом значении – «липовый мотив – мотив, воспроизводимый липами»;
- обращения – «голубка», «змея», «Привет»;
- умолчание – «шатнулась орда…»;
- эллипсис – «я – (еще) год назад – (точно) сказал», «вот (пожалуйста) – я есть», «не его отверг, а – (отверг) месть», «вновь (направляюсь¸ стремлюсь) в простор – (вот) стезя моя», «(я) взорлил (вознесся) на престол», «и ныне, … пилигрим, (я) иду…»;
- олицетворения – «год отсверкал», «сила росла, не просила, не мужала», «сила горда», «сила росла», «божи, Привет! (поэт не просто олицетворяет приветствие, но и наделяет его именем собственным)», «душа влечется (стремится)», «душа взойдет», «говор – вдохновитель», «говор хат»;
- антитеза – «не его отверг, а – месть», «взорлил на престол» – «схожу с престола»;
- архаизмы – «зрил», «отверг», «зане (в значении «так как, потому что»), «взалкал», «влечется», «змий»;
- перифраз – «предатель – Иуда», «популярность – орда»;
- цитирования – сказал: «Я буду!», «Я одинок…!» – …я провозгласил»;
- библейский фразеологизм – «от пыли отряхаю обувь», который имеет значение «отмежевываюсь, отстраняюсь»;
- оксюморон – «прояснили дурманы»;
- антонимы – «великих – ничтожных», «ученик – учитель»;
- сравнения – «взойдет, как солнце»;
- катахреза (сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое) – «схожу насмешливо»;
- апокопа (усечение) – «примитив»;
- ряды однородных членов предложения – «не ученик, не учитель, друг, брат»;
- синтаксический параллелизм – «Я … оэкранен! Я …утвержден!», «Лети, голубка, …! Змея, обвей…!».
Стихотворение, которые многими расценено как собственная апология, имеет «подкладку». Его истинный смысл неочевиден. Автор пытается донести мысль о пустоте славы и дешевизне популярности, он иронизирует над собой. Стихотворение маскирует истинное лицо лирического героя, которым является сам автор.
Автор: Игорь Северянин