«Поговорим о Риме – дивный град!..» О. Мандельштам
* * * Поговорим о Риме – дивный град!
Он утвердился купола победой.
Послушаем апостольское credo:
Несется пыль, и радуги висят.На Авентине вечно ждут царя –
Двунадесятых праздников кануны, –
И строго-канонические луны –
Двенадцать слуг его календаря.На дольний мир глядит, как облак хмурый,
Над Форумом огромная луна,
И голова моя обнажена –
О, холод католической тонзуры!
1914 г.
Анализ стихотворения О. Мандельштама «Поговорим о Риме…»
Стихотворение «Поговорим о Риме…» написано в 1914 году по следам заграничных поездок молодого поэта, впечатленного древними памятниками архитектуры. Поэтическое зрение Осипа Эмильевича концентрирует на замкнутом историческом пространстве древнего города события разных исторических эпох и добавляет к ним сопереживания лирического героя.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- аллитерацию – «поговорим о Риме» – повторение одинаковых сочетаний согласных позволяет создать звуковой акцент и сделать начало произведения эффектным;
- инверсию – «купола победой», «несется пыль», «облак хмурый», «глядит луна», которая формирует стихотворный размер и придает изложению одический характер;
- метафоры – «победа купола», «холод (как знак отсутствия снисхождения к возможным греховным замыслам) тонзуры», они позволяют лаконично выразить мысль;
- эпитеты – «дивный град», «апостольское кредо», «канонические (то есть установленные правилами, строго рассчитанные) луны» – ярко характеризуют описные явления и понятия;
- перифразы – «канонические луны» – обыгрывается способ точного расчета праздничных дат с опорой на фазы луны, «купол» – символ имперской мощи;
- архаизм с усечением корня – «град»;
- олицетворения – «Рим утвердился», «радуги висят», «хмурый облак», «луна глядит», «кануны, луны ждут»;
- риторические восклицания – «поговорим – (это) дивный град!», «… о, холод тонзуры!»;
- сравнение – «глядит, как облак»;
- устаревшую поэтическую лексику – «облак».
Для понимания сути произведения нужно пояснить значение ряда слов и выражений. Апостолы были ближайшими учениками и последователями Иисуса Христа, проповедовавшими Евангелие и устрояющими институт Церкви. В контексте речи «кредо» – внутренняя позиция человека, его убеждения. «Послушать апостольское кредо» – значит ознакомиться с основополагающими тезисами христианского вероучения.
Канун – это и предшествующий празднику день, и название церковных молебствий по этому случаю. В контексте речи уместы оба значения. Авентин – один из семи холмов, на которых раскинулся Рим. Форум – главная городская площадь в Древнем Риме. Двунадесятый – каждый из двенадцати главных церковных праздников. Дольний – человеческий, земной как антипод небесного. Тонзура – выбритое на макушке место как знак смирения и принадлежности к католическому монашеству. Царь – метафорический титул Христа как воплощенного совершенства и будущего духовного правителя мира. Ждать царя – ожидать второго пришествия Христа, провозвещенного в Новом Завете.
Тонзура и обнаженная голова символизируют полную открытость Богу поступков и мыслей. Уподобляя свою обнаженную голову тонзуре, поэт ассоциирует себя с правоверным католиком.
Автор: Осип Мандельштам