Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Как я пишу стихи» К. Бальмонт

Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся, набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда – не сочиняю.

<1905>

Анализ стихотворения Бальмонта «Как я пишу стихи»

Константин Дмитриевич был всегда открыт для своего читателя. Вот и в рамках стихотворения «Как я пишу стихи» поэт ведет с ним доверительный разговор, открывая «гипотетические» двери своей творческой мастерской. А К. Д. Бальмонту как человеку большого таланта и широчайшей эрудиции было что сказать. Произведение написано в 1905 году, в период, когда заслуженная слава его автора гремела по всей стране.

Миниатюрное стихотворение вместило на удивление большое количество средств художественной выразительности:

  • олицетворения – «рождается, встает, мелькает, смеется строка» – автор справедливо уподобляет собственные поэтические строки шаловливым ребятишкам – настолько они прихотливы и непредсказуемы;
  • инверсию – «рождается строка», «мелькает третья» – которая обеспечивает гармонию рифмовки;
  • эпитет – «внезапная строка» – подчеркивает спонтанный, метафизический характер творчества;
  • ряды однородных членов предложения – «рождается, встает, мелькает, смеется», «не знаю, не размышляю, не сочиняю», каждый их которых проникнут легкостью, граничащей с легкомыслием, возможно, напускным;
  • многосоюзие – «и пятая, и после, и потом, … и … никогда» – позволяет сделать смысловой акцент на каждой обособленной части;
  • антитезу – «я … не знаю, но я не размышляю», которую автор совмещает с симплокой (повторением личного местоимения в начале одного и в середине смежного стиха при разных начале и конце).

Частотность наречий и личных местоимений сближает текст с разговорной речью – автор намеренно делает речь максимально доступной, ведь оно является частью цикла «Фейные рассказы», адресованного его маленькой дочери.

Творить для К. Д. Бальмонта так же естественно, как дышать. Не случайно поэт не только отдает предпочтение слову «рождается», но и открывает им стихотворение – это знак того, что процесс творчества неуправляем, а стихотворные строки ассоциированы с детьми. Необычный оборот – «мелькает ей» – указывает на то, что поэт считает поэтические строки своими полноправными сотрудниками, участниками процесса стихосложения, и процесс этот плодотворный, радостный.

Оборотом «не сочиняю» поэт кокетливо подчеркивает тот факт, что ему незнакомы муки творчества, что он не конструирует фразу искусственно, не отделывает ее, не работает скрупулезно над словом. Думается, Константин Дмитриевич лукавит. Отличительной особенностью его творчества являются удивительная мелодика и гармония стиха как следствие филигранной работы над словом.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах