«Чёрны очи» М. Лермонтов
Много звезд у летней ночи, Отчего же только две у вас, Очи юга! черны очи! Нашей встречи был недобрый час. Кто ни спросит, звезды ночи Лишь о райском счастье говорят. В ваших звездах, черны очи, Я нашел для сердца рай и ад. Очи юга, черны очи! В вас любви прочел я приговор, Звезды дня и звезды ночи Для меня вы стали с этих пор!
1830 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Черны очи»
Обстоятельства появления «Черных очей» достоверно неизвестны. Предположительной датой создания считается 1830 г. Вероятная персона, которой адресован поэтический текст, – Екатерина Сушкова, носившая дружеское прозвище «черноглазой мисс».
Колористическая тема очей-звезд, взятая юным поэтом за основу стихотворения, не была нова. Герой одноименного произведения Вяземского сравнивает «южные очи северной девы» со звездами. В лирике Баратынского встречается антитеза двух женских типов: тревожная и лукавая «краса черноокая» противопоставлена небесному сиянию «очей лазурных». Лирический герой Туманского, напротив, выбирает темноокую красавицу, строптивую и властную.
Раскрученная другими поэтами метафора, уподобляющая женские глаза ночным звездам, привлекла юного автора. Композиция лермонтовского творения организуется при помощи повторов рифмы «очи» – «ночи»: эта комбинация присутствует в каждой из трех строф, образуя своеобразный каркас, на котором вырастает художественное пространство.
Привязанность лирического субъекта к обладательнице темных глаз осложняется дисгармоничными мотивами неопределенных мрачных ощущений: «недобрый час», «любви приговор». Мучительная противоречивость и мощь чувств передана антитетической характеристикой «рай и ад», в которой сливаются два несовместимых «вечных» полюса. К признанию в любви примешивается боязнь будущего.
В поэтическом тексте отражены изменения в отношениях героев: противоречивые чувства нарастают с момента первой встречи, достигая космических масштабов в финале. Первоначальная метафора преображается, дополняя образ «звездами дня». Художественный прием передает роковую сущность романтической любви: она захватила героя настолько, что заменила собой свет созвездий.
Попытка экспериментального подхода автора к вопросам формы выразилась в сочетаниях строф с разным ритмическим рисунком. Подобные новации встречаются в тексте «Песни», также относящейся к раннему периоду лермонтовского творчества.
Интерпретация мотива, распространенного в современной поэту отечественной лирике, содержит элементы романтической традиции: юный автор подчеркивает всепоглощающую силу возвышенной любви-страдания, намекая также на ее губительное разрушающее начало. Сходная лирическая ситуация, изображенная Гребенкой в одноименном стихотворении, ляжет в основу знаменитого русского романса.