Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Требования к слогу поэта

Ясность речи

Существует несколько основных характеристик, которыми должен обладать поэтический текст. Одной из важнейших является ясность или понятность речи. В данной статье попробуем понять, что подразумевается под этим параметром и какие бывают нарушения на примерах из известных стихотворений.

«Ясность речи» – термин из области лингвистики и культуры речи. «Новый словарь методических терминов и понятий» определяет его так: «Ясность речи – это характеристика речи, устанавливаемая на основе ее соотнесения с возможностями восприятия. Ясность речи является одним из коммуникативных качеств речи. Ясной называют речь, которая без затруднений воспринимается адресатом». В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» уточняются свойства, которыми должна обладать речь, чтобы считаться ясной. Среди них выделяют точность, стандартность, логичность, сжатость и экспрессивность. Стоит отметить, что эти качества скорее относятся к научному языку, в то время как в поэтической речи некоторые из них (например, лаконичность и стандартность) могут уступать другим свойствам – развёрнутости, образности, экспрессивности.

Тем не менее, даже высокохудожественная речь должна быть понятной читателю. В противном случае текст не достигнет цели, не вызовет в адресате никаких эмоций и не пробудит воображения. Ухудшить восприятие речи могут следующие качества:

1. Употребление незнакомой лексики или терминов.

Суматошные верфи в чаду
Со стенаниями кабестана
Не к твоей ли земле припаду
Напоследок — легко и устало?

«Признание в любви или начало прощания», А. А. Сопровский.

Кабестаном называют механизм для перемещения грузов.

2. Употребление в тексте жаргонизмов, профессионализмов – слов, применяющихся в определённой социальной группе.

терзали ионику пьяные лабухи
сверкали глаза под пришитыми драхмами

«Выбрасывай в окна серванты рояли…», Максим Кабир.

Лабух – пренебрежительное жаргонное наименование музыканта. Ионика – название торговой марки, под которой выпускались синтезаторы и другие музыкальные инструменты.

3. Использование неологизмов, окказионализмов – новых слов, заимствованных из других языков или изобретённых самим поэтом.

На небе – празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лёд последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…

«Кармен», А. А. Блок.

4. Употребление диалектизмов, провинциализмов – слов, используемых только в определённом регионе.

Выдет барыня красивая,
С настоящею косой,
Важеватая, учтивая,
Детки выбегут гурьбой…

«Коробейники», Н. А. Некрасов.

5. Неоправданное использование варваризмов (не полностью освоенных заимствований), иностранной лексики.

Утро ясно иль фе бо;
Дня светило, ле фламбо,
Солнце по небу гуляет
И роскошно освещает
Эн швейцарский пеизаж,
– То есть: фермы, дэ вилаж

«Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже», И. П. Мятлев.

6. Применение устаревших слов (архаизмов) и архаичных оборотов речи.

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог — увы! — умилостивить их —
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет…

«К Н.», Ф. И. Тютчев.

Понятно, что какие-либо из вышеперечисленных явлений вполне могут намеренно применяться поэтом для создания соответствующей атмосферы, передачи колорита, придания строкам оригинальности и правдоподобности, и с другими целями. Разумеется, это допустимо, но всегда стоит помнить, что не все читатели владеют специфическим лексиконом и могут без пояснения понять прочитанное.

Также можно возразить, что многие выражения будут адекватно восприняты в близкой к поэту среде, знакомой с его стилем и языком. Однако думается, что публикуя произведение, поэт рассчитывает, что с ним ознакомится не только узкий круг посвящённых. Поэтому чтобы избежать недопонимания со стороны общей массы читателей, ему следует либо избегать потенциально незнакомых слов, либо давать для них пояснения в сносках или каким-либо другим образом.

К неясности речи также приводят такие проблемы, как синтаксическая сложность, многословие, перегруженность текста придаточными предложениями, причастными и деепричастными конструкциями и др. Любому человеку, не только поэту, специалисты рекомендуют употреблять простые всем известные слова и устоявшиеся выражения, имеющие одно значение. Также советуют не усложнять предложения большим количеством слов одной и той же части речи. Например, исследователи предостерегают от «нанизывания падежей». Так называют распространённую практику формулировать предложения из имён существительных одного падежа. Вот пример такого нанизывания:

Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. П. Пешковский).

Не рекомендуется пропускать слова в предложении, так как это также затруднит понимание, заставит воспринять строки неоднозначно.

Чем хорош отвесный склон,
что, раздевшись догола,
все же – неодушевлен;
то же самое – скала.

«В горах», И. А. Бродский.

Считается, что короткие, состоящие из пяти – десяти слов, более доступны для читателей, нежели длинные фразы, осложнённые сочинительными и подчинительными связями. Проиллюстрируем это отрывком из стихотворения «Полёт» французского поэта Шарля Бодлера в переводе Эллиса:

Покинь земной туман нечистый, ядовитый;
Эфиром горних стран очищен и согрет,
Как нектар огненный, впивай небесный свет,
В пространствах без конца таинственно разлитый

Отягощенную туманом бытия,
Страну уныния и скорби необъятной
Покинь, чтоб взмахом крыл умчаться безвозвратно
В поля блаженные, в небесные края!..

Благодаря многословию и перегруженности сравнительными, причастными оборотами эти строки читаются с некоторыми трудом.

Конечно, любые проблемы, затрудняющие осмысление текста произведения, можно объявить индивидуальным стилем, авторскими особенностями или оригинальной находкой. И это отчасти обосновано, так как вкусы у читателей разные, и даже самое причудливое и запутанное стихотворение найдёт своего поклонника. Но для облегчения понимания читателем авторского замысла рекомендуется всё-таки избегать нарушений ясности или оставлять комментарии относительно необычных слов, выражений или предложений.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Лермонтов; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Суриков; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах