Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Ясность речи

Существует несколько основных характеристик, которыми должен обладать поэтический текст. Одной из важнейших является ясность или понятность речи. В данной статье попробуем понять, что подразумевается под этим параметром и какие бывают нарушения на примерах из известных стихотворений.

«Ясность речи» – термин из области лингвистики и культуры речи. «Новый словарь методических терминов и понятий» определяет его так: «Ясность речи – это характеристика речи, устанавливаемая на основе ее соотнесения с возможностями восприятия. Ясность речи является одним из коммуникативных качеств речи. Ясной называют речь, которая без затруднений воспринимается адресатом». В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» уточняются свойства, которыми должна обладать речь, чтобы считаться ясной. Среди них выделяют точность, стандартность, логичность, сжатость и экспрессивность. Стоит отметить, что эти качества скорее относятся к научному языку, в то время как в поэтической речи некоторые из них (например, лаконичность и стандартность) могут уступать другим свойствам – развёрнутости, образности, экспрессивности.

Тем не менее, даже высокохудожественная речь должна быть понятной читателю. В противном случае текст не достигнет цели, не вызовет в адресате никаких эмоций и не пробудит воображения. Ухудшить восприятие речи могут следующие качества:

1. Употребление незнакомой лексики или терминов.

Суматошные верфи в чаду
Со стенаниями кабестана
Не к твоей ли земле припаду
Напоследок – легко и устало?

«Признание в любви или начало прощания», А. А. Сопровский.

Кабестаном называют механизм для перемещения грузов.

2. Употребление в тексте жаргонизмов, профессионализмов – слов, применяющихся в определённой социальной группе.

терзали ионику пьяные лабухи
сверкали глаза под пришитыми драхмами

«Выбрасывай в окна серванты рояли…», Максим Кабир.

Лабух – пренебрежительное жаргонное наименование музыканта. Ионика – название торговой марки, под которой выпускались синтезаторы и другие музыкальные инструменты.

3. Использование неологизмов, окказионализмов – новых слов, заимствованных из других языков или изобретённых самим поэтом.

На небе – празелень, и месяца осколок
Омыт, в лазури спит, и ветер, чуть дыша,
Проходит, и весна, и лёд последний колок,
И в сонный входит вихрь смятенная душа…

«Кармен», А. А. Блок.

4. Употребление диалектизмов, провинциализмов – слов, используемых только в определённом регионе.

Выдет барыня красивая,
С настоящею косой,
Важеватая, учтивая,
Детки выбегут гурьбой…

«Коробейники», Н. А. Некрасов.

5. Неоправданное использование варваризмов (не полностью освоенных заимствований), иностранной лексики.

Утро ясно иль фе бо;
Дня светило, ле фламбо,
Солнце по небу гуляет
И роскошно освещает
Эн швейцарский пеизаж,
– То есть: фермы, дэ вилаж

«Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л’этранже», И. П. Мятлев.

6. Применение устаревших слов (архаизмов) и архаичных оборотов речи.

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог – увы! – умилостивить их –
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет…

«К Н.», Ф. И. Тютчев.

Понятно, что какие-либо из вышеперечисленных явлений вполне могут намеренно применяться поэтом для создания соответствующей атмосферы, передачи колорита, придания строкам оригинальности и правдоподобности, и с другими целями. Разумеется, это допустимо, но всегда стоит помнить, что не все читатели владеют специфическим лексиконом и могут без пояснения понять прочитанное.

Также можно возразить, что многие выражения будут адекватно восприняты в близкой к поэту среде, знакомой с его стилем и языком. Однако думается, что публикуя произведение, поэт рассчитывает, что с ним ознакомится не только узкий круг посвящённых. Поэтому чтобы избежать недопонимания со стороны общей массы читателей, ему следует либо избегать потенциально незнакомых слов, либо давать для них пояснения в сносках или каким-либо другим образом.

К неясности речи также приводят такие проблемы, как синтаксическая сложность, многословие, перегруженность текста придаточными предложениями, причастными и деепричастными конструкциями и др. Любому человеку, не только поэту, специалисты рекомендуют употреблять простые всем известные слова и устоявшиеся выражения, имеющие одно значение. Также советуют не усложнять предложения большим количеством слов одной и той же части речи. Например, исследователи предостерегают от «нанизывания падежей». Так называют распространённую практику формулировать предложения из имён существительных одного падежа. Вот пример такого нанизывания:

Дом племянника жены кучера брата доктора. (А. П. Пешковский).

Не рекомендуется пропускать слова в предложении, так как это также затруднит понимание, заставит воспринять строки неоднозначно.

Чем хорош отвесный склон,
что, раздевшись догола,
все же – неодушевлен;
то же самое – скала.

«В горах», И. А. Бродский.

Считается, что короткие, состоящие из пяти – десяти слов, более доступны для читателей, нежели длинные фразы, осложнённые сочинительными и подчинительными связями. Проиллюстрируем это отрывком из стихотворения «Полёт» французского поэта Шарля Бодлера в переводе Эллиса:

Покинь земной туман нечистый, ядовитый;
Эфиром горних стран очищен и согрет,
Как нектар огненный, впивай небесный свет,
В пространствах без конца таинственно разлитый

Отягощенную туманом бытия,
Страну уныния и скорби необъятной
Покинь, чтоб взмахом крыл умчаться безвозвратно
В поля блаженные, в небесные края!..

Благодаря многословию и перегруженности сравнительными, причастными оборотами эти строки читаются с некоторыми трудом.

Конечно, любые проблемы, затрудняющие осмысление текста произведения, можно объявить индивидуальным стилем, авторскими особенностями или оригинальной находкой. И это отчасти обосновано, так как вкусы у читателей разные, и даже самое причудливое и запутанное стихотворение найдёт своего поклонника. Но для облегчения понимания читателем авторского замысла рекомендуется всё-таки избегать нарушений ясности или оставлять комментарии относительно необычных слов, выражений или предложений.


Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах