«Ночное небо так угрюмо…» Ф. Тютчев
* * * Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку
Поля и дальние леса.
И вот опять все потемнело,
Все стихло в чуткой темноте –
Как бы таинственное дело
Решалось там – на высоте.
18 августа 1865 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Ночное небо так угрюмо…»
Излюбленную тему тютчевской лирики составляют динамичные зарисовки грозы. Темное небо, трепещущее зарницами, освещает тусклую землю, изнуренную дневным зноем. Поэт дополняет пейзажную картину пышными сравнениями: проблески молний уподобляются «розам огневым» или устрашающему взгляду неведомого существа, шорох верхушек деревьев – тревожному разговору, срочному совещанию. За изображениями летнего ненастья скрываются неведомые тайны космического начала, неподвластного воле человека.
В тексте, датируемом концом лета 1865 г., смоделирована сумрачная картина, предвещающая ночную непогоду. Стихотворение было создано в дороге, во время краткой деловой поездки. Тягостное впечатление, порожденное наблюдением за мрачными тучами, передается при помощи метафоры, отождествляющей предгрозовой пейзаж с безрадостным, не приносящим отдыха сном.
С неподвижной темнотой контрастируют быстрые вспышки молний, прорезающие угрюмое небо. Череда отдаленных отблесков получает выразительное сравнение, моделирующее фантасмагорическую картину таинственной беседы демонов. Сверхъестественная сцена осложняется элементами оксюморона. Злые духи, лишенные способности слышать и говорить, изъясняются посредством знаков-молний.
Основное содержание завершающего восьмистишия посвящено описанию мгновенных проблесков света, озаряющих поля и лесные дали. Второстепенный образ последних олицетворяется: для них избирается глагол «выступить», обозначающий выход из мрака. Быстрая вспышка сменяется тишиной и темнотой, получающей эпитет «чуткая».
Сравнительный оборот, размещенный в последнем двустишии, возвращает лирическое повествование к космогонической теме, заявленной с помощью образа демонов. Высоко в небе дискутируют о загадочном неведомом «деле». Оно скрыто от смертных за таинственной небесной завесой. Людской удел – созерцание огненных отблесков, служащих свидетельствами потаенного бытия фантастических персонажей.
Мистические картины, изображающие таинственные движения хаотического начала, частотны для тютчевской поэтики. Субъекта речи «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» привлекает странный звук, охарактеризованный как «гул непостижимый». Он противопоставлен картине спящего города. Акустический образ символизирует деятельность бестелесного мира, которую не может различить человеческое зрение.