Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Песня ветра» С. Чёрный


     В небе белые овечки…
     Ту! Я дунул и прогнал.
     Разболтал волну на речке,
     Ветку с липы оборвал…
          Покачался на осинке –
          Засвистал и марш вперед.
          Наклоняй-ка, лес, вершинки –
          Еду в город – на восход!
     Вею-рею,
Вверх, за тучу, вбок и вниз…
     Дую-вею,
Вот и город. Эй, очнись!

     Дал старушке под коленку,
     С визгом дунул через мост,
     Грохнул вывеской о стенку,
     Завернул собаке хвост.
          Эй, горбун, держи-ка шляпу…
          Понеслась вдоль лавок в грязь!..
          Вон, вытягивая лапу,
          Он бежит за ней, бранясь.
     Вею-рею!
Раскачал все фонари…
     Дую-вею!
Кто за мною? Раз-два-три!

     Здравствуй, Катя! Ты из школы?
     Две косички, кнопкой нос.
     Я приятель твой веселый…
     Сдернуть шапочку с волос?
          Взвею фартучек твой трубкой.
          Закручу тебя волчком!
          Рассмеялась… Ну и зубки…
          Погрозила кулачком…
     Вею-рею!
До свиданья. Надо в лес…
     Дую-вею!
Через крыши, вверх все выше,
Вверх все выше, до небес!

<1920>

Анализ стиха С. Черного «Песня ветра»

Представленное стихотворение – еще один пример того, насколько требовательно и творчески подходил А. М. Гликберг, которого мы знаем как Сашу Черного, к созданию детских произведений: «Песня ветра» содержит практически все известные средства художественной выразительности. С. Черный недаром считается одним из классиков детской литературы.

Произведение включает такие виды тропов и фигур речи:

  • перифраз – «белые овечки» – подразумевает облака;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «овечки», «осинка», «вершинки», «шапочка», «фартучек», «зубки» – отражают умилительное и бережное отношение могучего героя к окружающему – и к людям, и к природе в широком смысле;
  • многочисленные риторические восклицания – «Ту!», «Еду в город … !», «Эй, очнись!», «Понеслась … в грязь!», «Вею-рею!» – подчеркивают импульсивность героя;
  • риторические вопросы – «Кто за мною?», «Ты из школы?»;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «дунул, прогнал», «разболтал, оборвал», «дал, дунул, грохнул, завернул» – сплошь состоят из глаголов и глагольных форм – «вытягивая, бранясь», они наполняют произведение энергетикой чувств и действий;
  • умолчания – «ветку… оборвал …», «рею… вбок и вниз…»;
  • жаргонизм – «марш» – в контексте речи имеет значение «быстро и энергично отправился, устремился»;
  • обращения – «лес», «горбун», «Катя»;
  • ассонанс (повторение в одной фразе однородных гласных звуков) – «рею-вею, дую-вею»;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «через крыши, вверх все выше», выступающую средством звукописи;
  • просторечную лексику – «лапа» в значении рука, но она не имеет оттенка пренебрежения;
  • сравнения – «кнопкой нос», «взвею трубкой», «закручу волчком»;
  • инверсию – «приятель твой веселый», которая позволяет зарифмовать строку;
  • парцелляцию – «Вот и город. Эй, очнись!», «До свиданья. Надо в лес…» – членение предложений дает возможность придать каждому фрагменту особый смысл;
  • контекстуальные антонимы – «лес – город», оба являются точками приложения усилий ветра.

Лирический герой произведения – ветер. В рамках стихотворения этот полновластный хозяин, повелитель природы упивается своей силой и неукротимостью. Автор вкладывает в его уста песню, очеловечивает его, чтобы показать могущество природных сил, их красоту и неистовство.

Контрастность настроения условно делит произведение на три части. В первой ветер устремляется в город, во второй – озорничает там, в третьей – направляется обратно в лес.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах