«Песня ветра» С. Чёрный
В небе белые овечки… Ту! Я дунул и прогнал. Разболтал волну на речке, Ветку с липы оборвал… Покачался на осинке – Засвистал и марш вперед. Наклоняй-ка, лес, вершинки – Еду в город – на восход! Вею-рею, Вверх, за тучу, вбок и вниз… Дую-вею, Вот и город. Эй, очнись! Дал старушке под коленку, С визгом дунул через мост, Грохнул вывеской о стенку, Завернул собаке хвост. Эй, горбун, держи-ка шляпу… Понеслась вдоль лавок в грязь!.. Вон, вытягивая лапу, Он бежит за ней, бранясь. Вею-рею! Раскачал все фонари… Дую-вею! Кто за мною? Раз-два-три! Здравствуй, Катя! Ты из школы? Две косички, кнопкой нос. Я приятель твой веселый… Сдернуть шапочку с волос? Взвею фартучек твой трубкой. Закручу тебя волчком! Рассмеялась… Ну и зубки… Погрозила кулачком… Вею-рею! До свиданья. Надо в лес… Дую-вею! Через крыши, вверх все выше, Вверх все выше, до небес!
<1920>
Анализ стиха С. Черного «Песня ветра»
Представленное стихотворение – еще один пример того, насколько требовательно и творчески подходил А. М. Гликберг, которого мы знаем как Сашу Черного, к созданию детских произведений: «Песня ветра» содержит практически все известные средства художественной выразительности. С. Черный недаром считается одним из классиков детской литературы.
Произведение включает такие виды тропов и фигур речи:
- перифраз – «белые овечки» – подразумевает облака;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «овечки», «осинка», «вершинки», «шапочка», «фартучек», «зубки» – отражают умилительное и бережное отношение могучего героя к окружающему – и к людям, и к природе в широком смысле;
- многочисленные риторические восклицания – «Ту!», «Еду в город … !», «Эй, очнись!», «Понеслась … в грязь!», «Вею-рею!» – подчеркивают импульсивность героя;
- риторические вопросы – «Кто за мною?», «Ты из школы?»;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «дунул, прогнал», «разболтал, оборвал», «дал, дунул, грохнул, завернул» – сплошь состоят из глаголов и глагольных форм – «вытягивая, бранясь», они наполняют произведение энергетикой чувств и действий;
- умолчания – «ветку… оборвал …», «рею… вбок и вниз…»;
- жаргонизм – «марш» – в контексте речи имеет значение «быстро и энергично отправился, устремился»;
- обращения – «лес», «горбун», «Катя»;
- ассонанс (повторение в одной фразе однородных гласных звуков) – «рею-вею, дую-вею»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «через крыши, вверх все выше», выступающую средством звукописи;
- просторечную лексику – «лапа» в значении рука, но она не имеет оттенка пренебрежения;
- сравнения – «кнопкой нос», «взвею трубкой», «закручу волчком»;
- инверсию – «приятель твой веселый», которая позволяет зарифмовать строку;
- парцелляцию – «Вот и город. Эй, очнись!», «До свиданья. Надо в лес…» – членение предложений дает возможность придать каждому фрагменту особый смысл;
- контекстуальные антонимы – «лес – город», оба являются точками приложения усилий ветра.
Лирический герой произведения – ветер. В рамках стихотворения этот полновластный хозяин, повелитель природы упивается своей силой и неукротимостью. Автор вкладывает в его уста песню, очеловечивает его, чтобы показать могущество природных сил, их красоту и неистовство.
Контрастность настроения условно делит произведение на три части. В первой ветер устремляется в город, во второй – озорничает там, в третьей – направляется обратно в лес.
Автор: Саша Чёрный