«Стань самим собой» А. Тарковский
Когда тебе придется туго,
Найдешь и сто рублей и друга.
Себя найти куда трудней,
Чем друга или сто рублей.Ты вывернешься наизнанку,
Себя обшаришь спозаранку,
В одно смешаешь явь и сны,
Увидишь мир со стороны.И все и всех найдешь в порядке.
А ты – как ряженый на святки –
Играешь в прятки сам с собой,
С твоим искусством и судьбой.В чужом костюме ходит Гамлет
И кое-что про что-то мямлит,-
Он хочет Моиси играть,
А не врагов отца карать.Из миллиона вероятий
Тебе одно придется кстати,
Но не дается, как назло
Твое заветное число.Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать самим собой.Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышки озаренья
Собой угадан до конца.
1957 г.
Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Стань самим собой»
Стихотворение «Стань самим собой» написано в 1957 году. Произведение относится к жанру философской лирики и характеризует автора как глубокого мыслителя. Тарковский делает попытку осмысления самоидентификации человека – ее путей и возможностей.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- многосоюзие – «и сто рублей и друга» – выделяет каждый член ряда и создает акцент на материальной и на духовной стороне жизни;
- ряды однородных членов предложения – «вывернешься, обшаришь, смешаешь, увидишь», «ходит, мямлит, хочет», «собой, искусством, судьбой», позволяющие точно изобразить искания лирического героя;
- антонимы – «явь – сны» – описывают полярные стороны бытия;
- сравнение – «играешь, как ряженый», создающее яркий запоминающийся образ;
- инверсию – «ходит Гамлет», «загородил гений», «не дается число»;
- лексику высокого стиля – «карать», «стопа», «пророк», она иллюстрирует значимость поднятой в произведении проблемы, ее значимость для автора;
- метафору – «вспышка озаренья»;
- аллитерацию – «сам с собой, с … искусством и судьбой»;
- разговорную лексику – «мямлит», «обшаришь», оттеняющую книжную лексику, противопоставленную ей;
- антитезу – «играть, а не карать», выделяющую основой посыл произведения – подмену подлинного мнимым;
- эпитет – «заветное число», формирующий перифраз – это истина, некое сокровенное знание, которым стремится овладеть лирический герой;
- гипербола – «загородил полнеба» – художественное преувеличение помогает осознать масштаб личности, о которой упоминает автор.
Частотность местоимений придает стихотворению удивительную достоверность, доверительность. Александр Моиси – это немецкий актер, который в 1924-1925 годах находился на гастролях в СССР и прославился как исполнитель ролей в пьесах Шекспира и Ибсена. А. А. Тарковский проводит параллели между Моиси, исполнителем роли Гамлета, актером, и личностью литературного героя, самого Гамлета.
В рамках произведения автор подчеркивает, что человека заставляют критически мыслить только исключительные обстоятельства, и подчеркивает особую ответственность творческой личности за каждое написанное слово. Она обязана трудиться и искать свое место в искусстве, невзирая на авторитеты, на подавляющую громадность их значения.
Парадоксальное упоминание о слове у немого и яркости красок у слепца означает умение абстрагироваться, избегать штампов и искать индивидуальные способы самовыражения.
Автор: Арсений Тарковский