«Сегодня дурной день…» О. Мандельштам
* * * Сегодня дурной день,
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень –
Мрачней гробовых плит.Мелькающих стрел звон
И вещих ворон крик…
Я вижу дурной сон,
За мигом летит миг.Явлений раздвинь грань,
Земную разрушь клеть
И яростный гимн грянь –
Бунтующих тайн медь!О, маятник душ строг,
Качается глух, прям,
И страстно стучит рок
В запретную дверь к нам…
1911 г.
Анализ стихотворения Мандельштама «Сегодня дурной день…»
В 1913 году Мандельштам выпустил дебютный сборник, получивший название «Камень». Впоследствии он два раза переиздавался – в 1916 и 1923. При этом менялось его содержание. В первый вариант книги вошло стихотворение «Сегодня дурной день…», написанное в 1911-м. Текст можно условно разделить на пару частей. В двух начальных строфах речь идет о вещах земных. Лирический герой в импрессионистической манере описывает то, что происходит у него на глазах. Перед взором читателей предстает «сумрачных скал сень». Кроме того, Мандельштам дает им возможность услышать изображаемую реальность, упоминая хор спящих кузнечиков, «мелькающих стрел звон», «вещих ворон крик». В первой части лирический герой выступает в роли созерцателя. Постепенно его чувства сливаются с картиной окружающей действительности. В конце второй строфы он передает читателям свое ощущение пространства и времени – неотъемлемые категории мышления человека, по мнению великого немецкого философа Канта. В двух последних четверостишиях герой рассматриваемого текста начинает мыслить глобально. Его сознанию становится тесно в земных границах. Из упорядоченного бытия оно устремляется в хаос. Раздвигается явлений грань, разрушается земная клеть. Герою хочется прикоснуться к важнейшим тайнам мироздания, касающимся рока и смерти.
Интересно построение стихотворения. С одной стороны – оно словно устремлено к мысли о смерти. С другой – внутрь героя. Благодаря расположению двух ударных слогов в завершении каждой строки, возникает ощущение размеренного, похожего на качание маятника приближения к финалу произведения. Работает этот прием и на смысловом уровне. За счет его использования создается впечатление стремления к смерти. В стихотворении Мандельштама мысли и чувства лирического героя – едва ли не самая главная часть изображенной реальной картины. Поэт занимается их исследованием. Именно при помощи чувств и мыслей героя в анализируемом тексте появляется тема смерти, а также вводится мотив постепенного приближения к ней. На первый план повествования выходит человек с его чувственным восприятием действительности. Картина реальности словно разрушается. Ее место занимает осознание того, что человеческое существование – путь к концу, которого нет возможности избежать. «Сегодня дурной день…» – стихотворение, в смысловом плане близкое к символизму. Именно представители этого направления в искусстве уделяли максимальное внимание темам рока, вечности.
Автор: Осип Мандельштам