Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Евгений Баратынский

«Весна, весна! как воздух чист!..» Е. Баратынский

* * *

Весна, весна! как воздух чист!
     Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
     Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
     На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
     Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
     Взревев, река несет
На торжествующем хребте
     Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
     Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
     И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
     И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
     Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
     С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
     Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
     И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
     На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
     Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
     Он, дивный, унесет!

Весна 1832 г.

Анализ стихотворения

«Весна, весна! как воздух чист!..» – одно из самых известных стихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образец русской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведении поэт приветствует весну, возрождение природы. Происходящие процессы восхищают его, безмерно радуют. Поэтому в стихотворении так часто употребляются восклицательные предложения, поэтому выбран явно восторженный тон. Баратынский поет настоящий гимн приходу весны – торжественный, но в то же время легкий, без излишнего пафоса. Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя. Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождает в ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природой позволяет лирическому герою почувствовать восторг от полноты бытия.

Использование многочисленных глаголов помогает Баратынскому создать пейзаж живой и динамичный: шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Картина, нарисованная поэтом, полна подробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченный образ весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка.

Любовь к весне нашла отражение не только в стихотворениях Баратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написал матери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшает природу, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять по сухим улицам Петербурга.

К сожалению, долгое время творчество Баратынского оставалось недооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, но неразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсе оказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегда отзывался положительно. Он считали Евгения Абрамовича мыслящим правильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведы второй половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным, слишком рассудочным автором. Интерес к творчеству Баратынского возродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его в один ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже дань уважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961 году стихотворение «Памяти Е. А. Баратынского».

«Весна, весна! как воздух чист!..»: слушать стих, видео

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах