«Наполеон» Ф. Тютчев
IСын Революции, ты с матерью ужасной Отважно в бой вступил – и изнемог в борьбе… Не одолел ее твой гений самовластный!.. Бой невозможный, труд напрасный!.. Ты всю ее носил в самом себе…IIДва демона ему служили,
Две силы чудно в нем слились:
В его главе – орлы парили,
В его груди – змии вились…
Ширококрылых вдохновений
Орлиный, дерзостный полет,
И в самом буйстве дерзновений
Змеиной мудрости расчет.
Но освящающая сила,
Непостижимая уму,
Души его не озарила
И не приблизилась к нему…
Он был земной, не божий пламень,
Он гордо плыл – презритель волн, –
Но о подводный веры камень
В щепы разбился утлый челн.IIIИ ты стоял – перед тобой Россия! И, вещий волхв, в предчувствии борьбы, Ты сам слова промолвил роковые: «Да сбудутся ее судьбы!..»1 И не напрасно было заклинанье: Судьбы откликнулись на голос твой!.. Но новою загадкою в изгнанье Ты возразил на отзыв роковой… Года прошли – и вот, из ссылки тесной На родину вернувшийся мертвец, На берегах реки, тебе любезной, Тревожный дух, почил ты наконец… Но чуток сон – и по ночам, тоскуя, Порою встав, ты смотришь на Восток, И вдруг, смутясь, бежишь, как бы почуя Передрассветный ветерок.
1830-е – 1840-е годы.
1 Да сбудутся ее судьбы! – это слова Наполеона из приказа по армии при переходе через Неман 22 июня 1812 г.: «Россия увлекаема роком: да свершатся ее судьбы».
Анализ стихотворения Тютчева «Наполеон»
Небольшой цикл состоит из трех фрагментов, которые были написаны в разное время. Ранее всех было создано второе стихотворение: оно датировано началом 30-х гг. XIX в. Третий эпизод относится к 1849 г. Он был включен автором в неоконченный трактат «Россия и Запад». Исследователям не удалось прийти к единой версии, когда появилось произведение, открывающее наполеоновскую тему. Известно, что цикл, завершенный в первые месяцы 1850 г., был вскоре опубликован.
Тютчевская трактовка образа императора-полководца основана на глубоком замечании, прозвучавшем в книге Шатобриана. Появление Бонапарта закономерно следует за мощной разрушительной силой – французской революцией. Продолжая размышления об исторической роли личности, поэт привносит в философско-политическую тему элементы, относящиеся к сфере семейных отношений. Рождается трагический образ сына эпохи, вступившего в неравное противоборство с беспощадной, «ужасной» родительницей. Этот мотив является идейным центром первого из фрагментов наполеоновского цикла. Здесь же дается авторская оценка жизненному пути главного персонажа: итоги боя предрешены. Усиливает трагизм лирической ситуации парадоксальная мысль, что в борьбе герою-сыну приходилось преодолевать и собственную натуру, многое унаследовавшую от матери.
Вторую часть открывает фрагмент, посвященный достоинствам героя. Масштабность его замыслов метафорически уподобляется свободному полету орла, хитроумие и холодный расчет сродни мудрости, с которой отождествляется мифологический образ змеи. Однако выдающиеся способности не даровали высшего знания: облик амбициозного героя сравнивается с земным пламенем, которое не освящено божественным началом.
Об ошибочных действиях персонажа сообщается при помощи аллегорической картины. Жизненный челн самонадеянного политика «в щепы» разбивается о подводный камень, ассоциируемый с искренней верой.
Третье стихотворение открывается миниатюрной сценой, указывающей на конкретный факт – начало похода на Россию. Историческую аллюзию продолжает авторское замечание, наделяющее Наполеона даром пророчества. Лирическое повествование завершает фантасмагорическая картина, насыщенная мотивами лермонтовского «Воздушного корабля». Неуспокоенный дух почившего полководца возникает в ночной тишине и растворяется в предрассветном сумраке.