Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Мир» М. Волошин

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

23 ноября 1917 г., Коктебель.

Сборник «Неопалимая купина», раздел «Пути России».

Анализ стихотворения Волошина «Мир»

Стихотворение «Мир» написано в ноябре 1917 года. Поэт не только не принял революцию – он считал случившееся ужасной катастрофой, о чем и свидетельствуют строки бессмертного – страшного и прекрасного одновременно – произведения. Гений Волошина сумел разглядеть истинной масштаб и значение событий 1917 года не с высоты прошедших лет: поэт-провидец удивительным образом прочувствовал их метафизический смысл, будучи в гуще событий.

Автор использует следующие средства художественной выразительности:

  • лексику высокого стиля – «разверзни (открой бездонные глубины, в которых исчезает все)», расточи (в контексте речи – «уничтожь, сотри с лица земли»), «огнь», которая иллюстрирует значимость для автора описываемых событий, глубину его чувств;
  • умолчание – «кончено…» – указывает на непоправимость случившегося;
  • распространенные ряды однородных членов предложения, которые являются главным украшением стихотворения – «земли, республик, свобод, прав», «прогалдели, … пролузгали, пропили, проплевали, замызгали, распродали» – все как один имеющие отрицательную коннотацию, « «разверзни, расточи, … отдай в рабство», «огнь, язвы, бичи …» – настолько они ярки и оригинальны;
  • контекстуальные антонимы – «запад – восток» – использованы, так как глобальный характер катастрофы подразумевает глобальные же последствия;
  • риторический вопрос – «…не надо ль кому?..», содержащий горькую иронию – намек на торгашеский характер либеральных реформаторов;
  • риторическое восклицание – «Отдай нас в рабство!..» – настоящий вопль отчаяния;
  • сравнение – «выволок, как падаль» – страшное именно потому, что относится к самому дорогому – Родине;
  • эпитеты – «страшный суд», «грязные площади», причем прилагательное «грязные» имеет и переносный смысл – на тех площадях творили грязные дела;
  • обращение – «Господи».

Ряд слов требует объяснения: наречие «напоследях» – аналог слова «напоследок», «гноище» – это свалка, место гниения отбросов.

Стихотворение проникнуто мрачным библейским мотивом вины и воздаяния за нее – автор отсылает читателя к страшному суду, египетским казням и рабству. Он вспоминает самые трагические страницы истории России – нашествие монголов и германских завоевателей. Поэт рисует картины последних дней, в ходе которых закончится история человечества: слово «напоследях» употребляется не случайно. Оборот «кончено…», как медицинский диагноз, задает тон всему произведению.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийНеопалимая купинаСонеты


Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах