Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Здесь всё то же, то же, что и прежде…» А. Ахматова

* * *

Здесь все то же, то же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме, у дороги непроезжей,
Надо рано ставни запирать.

Тихий дом мой пуст и неприветлив,
Он на лес глядит одним окном.
В нем кого-то вынули из петли
И бранили мертвого потом.

Был он грустен или тайно-весел,
Только смерть – большое торжество.
На истертом красном плюше кресел
Изредка мелькает тень его.

И часы с кукушкой ночи рады,
Все слышней их четкий разговор.
В щелочку смотрю я. Конокрады
Зажигают за холмом костер.

И, пророча близкое ненастье,
Низко, низко стелется дымок.
Мне не страшно. Я ношу на счастье
Темно-синий шелковый шнурок.

Дата создания: май 1912 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Здесь все то же, то же, что и прежде…»

Произведение появилось весной 1912 г., которую молодые супруги Гумилевы провели в Италии. Интересно, что идейно-образное содержание анализируемого текста не связано с заграничными впечатлениями, а восходит к русскому фольклорному началу, тяготение к которому характерно для поэтического мировоззрения Ахматовой. Драматичный и лаконичный сюжет, нарочитая недосказанность, касающаяся предыстории лирической ситуации, – особенности, позволяющие выявить в тексте признаки балладного жанра.

В художественном пространстве стихотворения центральное место отведено образу дома – пустынного, «тихого», «неприветливого». Намеки на темную сущность обиталища лирической героини содержатся в первых катренах: постройку зачем-то возвели в уединенном уголке, на месте, где раньше была дорога. Неведомые строители обратили одно окно здания к лесу. Указанные детали противоречат приметам, регламентирующим подобного рода деятельность. Если оценивать место расположения и элементы конструкции с точки зрения народного сознания, странный дом был заложен людьми необычными, возможно опасными и обладающими темными магическими способностями.

Тема неблагополучия усугубляется мотивом самоубийства. Предыдущий житель повесился, и призрак его неуспокоенной души иногда наблюдает героиня. Зловещую картину дополняют одушевленные детали: часы с кукушкой способны радоваться наступлению ночи, а их тиканье обозначается метафорой «четкий разговор».

Находясь в доме, героиня не ощущает угрозы, исходящей от него. Привычным становится даже явление тени самоубийцы на вытертой обивке кресел. Одинокая обитательница чувствует лишь дискомфорт, поскольку в темных стенах трудно мечтать. Автор намеренно не уточняет причины внутреннего состояния лирического «я»: возможно жительница связана с инфернальным началом или попросту слишком наивна.

Однако чувство тревоги все же поселяется в душе героини. Она обеспокоена опасностью, исходящей извне. По этой причине постоялица пораньше закрывает ставни и подсматривает в щелочку за конокрадами, разложившими костер.

Финальное четверостишие посвящено прогнозу, интонации которого определены темой неблагополучия. Образ дыма предвещает не только наступление непогоды, но и скорое «ненастье» в судьбе лирического «я». Уверения в бесстрашии звучат неубедительно, а упоминание о «шелковом шнурке» подчеркивает это впечатление. Связанное с обстоятельствами смерти предыдущего жильца, оно усиливает предчувствие близкой беды.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Стихи классиков, написанные 5 марта. Обман (Александр Блок) 1904 г. Прорицание (Валерий Брюсов) 1912 г. Какая нежная интимность… (Федор Сологуб) 1913 г. Все — как один (Игорь Северянин) 1917 г.

Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах